|
Наталия Цой
Реформами в сфере образования озадачены чиновники всего мира. И в первую голову в странах, где качество получаемых знаний оценивается по самой высокой шкале. Например, стало известно, что учителя в Великобритании больше не будут получать повышенной заработной платы за стаж работы. Ее размер будет зависеть от эффективности труда преподавателя. А заявил об этом орган по контролю оплаты труда
Как оказалось, этот самый орган по контролю за работой учителей школ считает, что повышение заработной платы учителей Англии и Уэльса должно основываться на результатах ежегодной аттестации.
“Члены нашей ассоциации рады тому, что наконец не рассматриваются ужасные предложения о зависимости оплаты труда учителей от того, в каком регионе они работают. Попытка платить учителям на основании их почтовых индексов, а не качества их работы, укрепила бы неравенство между неблагополучными и благополучными районами. Повышение заработной платы в зависимости от качества работы - это разумно и во многих отраслях является нормой”, - заявил руководитель Национальной ассоциации директоров школ Рассел Хобби.
Таким образом, если новое соглашение о заработной плате учителей будет принято, то английским учителям, возможно, придется пересматривать свой график работы. Чиновники также заявили, что новый порядок предложен для того, чтобы директорам школ было легче нанимать и поощрять наиболее талантливых работников.
Насколько предлагаемая схема поощрения будет эффективна в Англии, покажет время, мы же подумали о том, насколько она, схема, может быть применима у нас. Конечно, можно начать с того, что заработная плата учителей в Казахстане оскорбительно низкая и не выдерживает никакой критики. И если преподаватели, работающие в школе, еще хоть как-то попадают в поле зрения Минобра, то воспитатели в дошкольных учреждениях уже давно перестали мечтать о том, чтобы их заработок рос вместе с уровнем инфляции в стране. Хотя такое положение выглядит, как минимум, странно.
Но вернемся к делам школьным. Представим себе на миг, что размер заработной платы в школе действительно зависит от того, насколько работа учителя была эффективной в течение года. Кто и каким образом будет оценивать эту самую эффективность? Понятно, что это в первую очередь успеваемость учащихся. Но где гарантия, что не начнется элементарная подтасовка оценок. Ведь на данный момент только промежуточные экзамены и тестирование определяют уровень знаний учеников. А так четвертные и годовые выставляет сам учитель.
|
Теперь ставить оценки будут ученики? |
С другой стороны, устраивать ежегодные итоговые экзамены не совсем правильно по отношению к самим детям, ведь существуют же какие-то правила и нормы, когда их можно подвергать этому тяжелому физическому и моральному испытанию, а когда нельзя. Речь уже не идет о младшем звене - 1-4 классах, куда перваши приходят заранее подготовленными, и на самом деле трудно оценить вклад учителя в их развитие и образование, так как качество и прочность заложенной базы знаний реально можно проверить только тогда, когда они перейдут в среднее звено.
В принципе, существует еще один проверенный способ, правда, применяется он в основном в высших учебных заведениях - это анонимная оценка каждого преподавателя в рамках специально разработанного опросника. Нам достоверно неизвестно, существует ли такая практика в Казахстане, но, например, в российских вузах она внедрена уже давно.
Каждому студенту раздают так называемые анкеты, в которых спрашивают о качестве преподавания, доступности объяснения, профессиональной изобретательности и так далее. Как показывает опыт нашего северного соседа, эффект от такого способа оценки учителей потрясающий и, кстати, показывает, насколько они готовы выслушать критику в свой адрес.
Кто-то банально обижается и начинает мстить, но такое преподавание длится недолго, а кто-то принимает на заметку все замечания и привносит в свою деятельность что-то новенькое. Кстати, это еще один показатель того, стал ли человек учителем по велению “души и сердца” или же от безысходности, потому что провалил вступительные экзамены в другие вузы. Неплохая проверка на профессиональное соответствие, согласитесь.
Как нам кажется, что-то подобное можно внедрить и в школе, просто с учетом психологии школьников. Потому что кто, как не ученик, способен оценить своего учителя? Понятно, что это отличный способ испортить репутацию, но, с другой стороны, если таких желающих среди ученической среды найдется много, то это повод задуматься над тем, опять же, на своем ли месте человек находится.
На самом деле можно придумать много способов, чтобы по достоинству оценить работу тех, кто фактически строит наше общество, буквально делает его своими руками. Но в нашем отечестве вопрос качественного образования, мы повторимся, упирается прежде всего в финансы. А потом уже в профессионализм. Ибо без достойной оплаты этого по-настоящему тяжелого труда, требующего много больше моральных и физических сил, чем это кажется со стороны, любой энтузиазм и желание работать на все “сто” разобьется о стену элементарных бытовых проблем и хронической нехватки денег. |