Алла Иванилова
В Астане работают современные медицинские учреждения, и лечиться в них приезжают из более чем 30 стран мира. Однако качество оказываемых услуг, как показывают жалобы горожан, все еще “хромает”
Ни для кого не секрет, что область здравоохранения относится к одной из наиболее коррумпированных. Более того, мздоимство в этой сфере, без преувеличения - вопрос жизни и смерти. Чтобы снизить коррупционную составляющую, многие медицинские услуги переведены в электронный формат. Так, в 2014 году медучреждениями Астаны предоставлено 3,4 миллиона госуслуг, через портал электронного правительства - более 700: вызов врача на дом, запись на прием и прикрепление к медицинской организации. Также 10 видов услуг, в том числе предоставление лицензии на фармацевтическую деятельность и переоформление, переведены в онлайн-режим.
Сегодня есть такие, кто за определенную сумму покупает больничные листы. Теперь столичные жители не смогут прикрывать прогулы на работе липовыми медицинскими справками. Управление здравоохранения Астаны начало масштабную кампанию по предотвращению коррупции в своих рядах. В этой связи будут изменены оттиски печати, а в Центрах проблем психического здоровья и медико-социальной реабилитации вводится голографическая защита в целях защиты от подделок медицинских справок. Также разработан сайт “086.kz”, где размещается информация о выданных справках, и каждый работодатель при вводе ИИН проверяемого физического лица может уточнить информацию о дате выдачи медицинского документа. Кроме того, каждый квартал в ДВД по г.Астане предоставляются сведения, позволяющие проверить оригинальность подписи ответственных лиц, оттисков печатей и голографической защиты справок.
В целях улучшения условий пребывания пациентов, а также снижения перегрузки в городских поликлиниках ежегодно в Астане в эксплуатацию вводятся новые объекты здравоохранения. Благодаря предпринимаемым мерам за четыре года показатели Астаны в сфере здравоохранения значительно улучшились, несмотря на увеличение населения на 38-40 тысяч человек только за один год. Уменьшилась материнская и младенческая смертность, по профилактике туберкулеза столица занимает первое место среди регионов. Снижение отмечается по онкологической и сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности. Высокий уровень оснащенности медорганизаций и хороший кадровый состав, который постоянно обучается, позволил снизить факты стационарной летальности.
Однако не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. В течение 2014 года нехватка кадров в столичных медучреждениях колебалась от 500 до 1000 работников. В некоторых больницах и поликлиниках заработные платы чрезвычайно малы, поэтому имеется утечка кадров. Отсюда страдает качество предоставляемых услуг, когда, к примеру, врач вместо положенных 37 минут принимает пациента всего девять минут.
Многие столичные жители жалуются на длительное ожидание бригад “скорой помощи”. Кстати, на эту проблему обращал внимание и сам аким города. Как пояснила недавно глава столичного Управления здравоохранения Айгуль Сегизбаева, каждый вызов имеет свою категорию срочности. В течение 15 минут обслуживаются I, II, III категории экстренности. Если жалобы на насморк, отсутствует высокая температура, то время обслуживания “скорой помощью” может достигать 1,5 часа, что является нормой в медицине. Однако во время вспышек ОРВИ и каких-либо других вирусных заболеваний увеличивается количество звонков и имеют место опоздания. “Мы этого не отрицаем и будем работать над этим”, - отметила Сегизбаева. Долгое ожидание связано и с нехваткой карет “скорой помощи”. Возможно, с планируемым закупом 14 оснащенных автомашин ситуация изменится к лучшему. Но остается человеческий фактор: культура вождения водителей “скорой помощи” оставляет желать лучшего. Этому вопросу даже был посвящен совместный семинар астанинского филиала “Нур Отан” и ТОО “Академия безопасного вождения”. К слову, работники академии отметили низкий уровень знаний водителей “скорой помощи”, а ведь от оперативности доставки пациента и манеры вождения зависит здоровье граждан.
Астана |