|
Алла Иванилова
Быть или не быть системе обязательного медицинского страхования в Казахстане? Этот вопрос чиновники не раз уже задавали и в итоге дали на него положительный ответ. В республике создадут новый фонд обязательного медицинского страхования, который заработает с 2017 года
О страховой медицине в правительстве задумывались уже давно. Еще в 2010 году тогдашний глава Кабмина заявлял о том, что переход к страховой медицине является логичным шагом развития всей системы здравоохранения.
В Казахстане предприняли попытку внедрения обязательного медицинского страхования (ОМС) в 1996 году. Тогда создали специальный фонд, который должен был обеспечить население необходимым объемом качественной медицинской помощи. Однако через некоторое время в нем обнаружили большие финансовые нарушения, руководителя, который скрылся за границей, признали виновным в хищении почти миллиарда тенге. Фонд уже не мог выполнять договорные обязательства перед поставщиками медуслуг, поэтому его закрыли. Тогда это дискредитировало модель обязательного медицинского страхования, и эта тема носила некий криминально-скандальный оттенок.
Новая концепция, которую презентуют правительству в первой половине следующего года, учтет ошибки старого ФОМС. Ее разработают при содействии Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения и медицинских НПО. Чиновники рассчитывают, что фонд начнет действовать с 2017 года и будет работать по логике солидарной ответственности граждан, работодателей и государства. В первую очередь, он будет ориентирован на обеспечение первичной медико-санитарной помощи. Созданный в рамках единой национальной системы единый плательщик медицинских услуг в лице Комитета оплаты медицинских услуг должен стать основой для будущего фонда.
Ну а пока государственные мужи продолжают изучать мировой опыт, направляя делегации в разные страны и приглашая экспертов в Казахстан. Кстати, одна из успешных систем обязательного медицинского страхования - в Германии. Отчисления составляют 12 процентов от месячной заработной платы, из них шесть процентов вносит работодатель, остальные шесть - работник. С 2009 года для всех без исключения граждан Германии ввели обязательное страхование, которому подлежат рабочие и служащие, чей доход не превышает 3750 евро в месяц, также члены их семей, пенсионеры, студенты и безработные. Граждане с большим доходом должны купить частную страховку. Помимо обязательного взноса установлен ежеквартальный взнос пациентов за медицинское обслуживание в размере 10 евро. Страховые компании получают деньги из специального фонда, причем на каждого застрахованного - фиксированную сумму (на хронически больного и инвалида выплачивается надбавка). По объему оказываемых услуг германская система - одна из самых широких в ЕС. В ее услуги входят диагностика, профилактика заболеваний, стационарное и амбулаторное лечение с правом выбора врача. Все страховые взносы в Германии достигают 27,6 процента ВВП, в том числе медицинское страхование - 10,9 процента ВВП.
Израильская система обязательного медицинского страхования, которая также признана самой успешной в мире, реализуется через четыре конкурирующие между собой медицинские страховые организации (медицинские фонды). Гражданам Израиля предоставлена возможность выбора медицинских организаций и самих фондов. При этом страховые компании не имеют права дискриминировать граждан в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Министерство здравоохранения осуществляет финансирование медицинских фондов на основе капитации, то есть устанавливает подушевую ставку страховой премии за каждого гражданина на основе его пола и возраста и оплачивает страховую премию в фонд в соответствии с зарегистрированным количеством граждан. Одновременно страховые организации для увеличения своих доходов могут предлагать дополнительные медицинские услуги, не включенные в базовый пакет.
Много проблем после введения обязательного медицинского страхования в начале 1990-х годов выявилось у нашего соседа - России. С работающих граждан удерживают страховые взносы и перечисляют также в специальный фонд, средства из которого расходуются при обращении пациентов за медицинской помощью. При этом уровень зарплаты не играет никакой роли: рядовой специалист или руководитель имеют одинаковые права на один и тот же пакет врачебной помощи. Однако на практике эта система работает неэффективно. Все, что делает страховая компания - направляет средства, которые поступили из регионального бюджета в территориальный фонд ОМС, лечебному учреждению. Первоначально подразумевалось, что деньги пойдут туда, куда и пациент, но это так и осталось на бумаге. Договор со страховой компанией у человека есть, а реальной возможности выбора лечебного учреждения или определенного пакета услуг по-прежнему нет. Медицинский полис превратился в пропуск к доктору (без него даже свое лечебное учреждение не будет оказывать помощь человеку), а о том, какие права предоставляет пациенту этот полис, люди имеют смутное представление. Еще одним недостатком действующей системы ОМС в России называют отсутствие единого стандарта медицинской помощи. Отсюда и суммы по оказанию бесплатной медицинской помощи в городах разные.
В Казахстане существует добровольное страхование, однако оно не столь востребовано и популярно только среди компаний с иностранным участием, у которых наличие медстраховки является обязательным условием социального пакета. По оценкам экспертов, этой услугой пользуются не более ста тысяч человек. У договоров добровольного медицинского страхования, продающихся в Казахстане, есть общая особенность - они не защищают клиента от хронических и трудноизлечимых болезней, у каждой компании есть свой перечень исключений из страховых случаев.
Медики уверены - обязательное медицинское страхование позволит поднять ответственность казахстанцев за свое здоровье. Международный опыт показывает, что ни одно, даже самое богатое государство не в силах полностью компенсировать все медицинские затраты на своих граждан. В этом убедились и арабские страны, такие как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, которые в свое время, разбогатев за счет нефти, попытались в полной мере охватить своих граждан всеми социальными благами. В итоге люди, привыкшие к бесплатной медицине, не хотели заниматься своим здоровьем, и, как следствие, сегодня почти 25 процентов населения этих арабских стран страдают сахарным диабетом второго типа, то есть связанным с едой.
Работодатель тоже должен быть заинтересован в здоровье работника. С экономической точки зрения выгоднее обеспечить социальный пакет, чем постоянно оплачивать больничные. Но, кроме этого, работодатель должен создавать приемлемые условия труда: хорошую вентиляцию и освещение рабочего пространства, следить за тем, чтобы работники вовремя уходили в отпуск, сохраняли режим труда и отдыха. Одним словом, сделать так, чтобы подчиненные меньше болели.
И еще. Готовность государства внедрить обязательное медицинское страхование -полдела. Необходимо создать инфраструктуру. У нас, к сожалению, пока не готовы к этому шагу страховые компании, которые слабо капитализированы, не имеют достаточного опыта корпоративного управления, риск-менеджмента в этой сфере, практически нет специализированных организаций - аналогов больничных касс в странах Западной Европы, и, что самое главное, в стране отсутствует адекватное законодательство по этому вопросу.
Астана |