|
Айгуль Жилкишина
В прошлом номере “НП” мы опубликовали материал о закупе медицинской техники за счет средств Республиканского бюджета, содержащий доводы руководства АО “КазМедТех”. Мы получили ответ и от другой подведомственной организации Минздрава со своими доводами о преимуществах существующей системы централизованного закупа лекарственных средств и медицинской техники. Сегодня мы предоставляем слово председателю правления ТОО “СК Фармация” Шолпан Ахмет
Так, в материале “Аппаратные игры”, опубликованном в “НП” 27 мая 2014 года, было выражено мнение о необоснованности приобретения именно аппарата Fibroscan FS-502, а не ультразвукового аппарата iU-22. “Сами названия “аппарат для фибросканирования печени” и “УЗИ-аппарат” отражают функциональные особенности этого оборудования. Кроме того, аппараты предназначены для гепатоцентров, которым нужно узконаправленное специфическое оборудование, проводящее глубокое исследование только одного органа - печени. Им и является Fibroscan FS-502, аппарат, определяющий степень фиброза печени без проведения операции, позволяющий избежать болезненной процедуры биопсии печени. Все страны сейчас пользуются аппаратом Fibroscan FS-502", - говорит председатель правления “СК Фармация” Шолпан Ахмет.
В статье присутствовало также утверждение депутатов мажилиса, что цена приобретенного аппарата была выше среднерыночной. Однако, по утверждению руководителя компании, “прошли те времена, когда дорогостоящее оборудование закупалось с гарантией 12 месяцев. Гарантийный срок в один год включал лишь замену комплектующих в случае поломки, а вот техническое обслуживание дорогостоящей аппаратуры не проводилось за неимением специалистов. После истечения года медицинская организация была вынуждена закупать за дополнительную плату техническое обслуживание. Это в лучшем случае, если в стране есть специалисты по этому оборудованию. Зачастую таких специалистов не было, и каждый приезд иностранных техников обходился стране очень дорого. Согласитесь, при правильной системе эксплуатации медицинской техники ситуация должна складываться иначе. Оборудование должно получать техническое обслуживание, и не только в случае поломок, но и плановую ревизию.
С появлением ТОО “СК Фармация” и АО “КазМедТех” ситуация в корне изменилась. Если изучить требования технической спецификации для тендеров по закупу медицинской техники, можно увидеть, что обязательным условием для участия в закупе является гарантированное техническое обслуживание приобретаемого оборудования вместе с заменой комплектующих в течение 36 месяцев. Стратегия Министерства здравоохранения - это не только контроль по экспертизе и организации закупок, но и эффективное использование медицинского оборудования путем технического сопровождения во избежание простоев. И цена в 18-20 миллионов тенге, фигурирующая в запросе мажилисменов, складывается без учета сервисного обслуживания, без учета монтажа, без учета обучения персонала, без учета страховки.
Более того, в “СК Фармация” объясняют: “Необходимо отметить, что ни Министерство здравоохранения, ни единый дистрибьютор, ни АО “КазМедТех” не закупает ни одну единицу медицинской техники, ни одну таблетку по своему усмотрению, а только по потребности медицинских организаций. Наша деятельность строго регламентируется нормами Постановления правительства № 1729. И функции при закупе медицинской техники строго распределены. АО “КазМедТех” - это экспертная организация. Единый дистрибьютор - это площадка для организации и проведения закупа медицинской техники. Мы ни в коем случае не являемся заявителями, заказчиками”.
В статье “Аппаратные игры” задавались вопросы, почему две экспертные комиссии приняли различные заключения и почему было два тендера. Отвечая на этот вопрос, г-жа Ахмет объясняет процедуру проведения: “Для того, чтобы закупки были максимально прозрачными, а конкуренция - честной, закупки в “СК Фармация” проводятся способом двухэтапного тендера. Первый этап предусматривает проверку представленной документации, а также соответствие заявленного товара всем требованиям. При этом протокол заседания комиссии публикуется на официальном сайте компании, всем потенциальным поставщикам предоставляется возможность устранить эти замечания, дополнив заявку недостающими документами, что исключает вероятность отклонения заявок по формальным причинам. Второй этап, или аукцион на понижение цены, позволяет значительно сэкономить бюджетные средства и обеспечить добросовестную конкуренцию”.
На стадии экспертизы технической спецификации экспертная организация “КазМедТех” отслеживает эффективность использования средств, она же проверяет обоснованность стоимости запрашиваемого заказчиками оборудования, срок его эксплуатации, гарантийный срок и другие требования.
Определив победителя тендера, “СК Фармация” также не заключает договор ни с поставщиком, ни с медицинской организацией. “СК Фармация” направляет протокол поставщику, и уже тот заключает договор поставки с медицинской организацией, что в свою очередь исключает возможность сговора между “СК Фармация” и поставщиком.
Все тендеры проводились абсолютно законно. Потенциальные поставщики очень чутко относятся к соблюдению своих интересов и в случае возникновения спорной ситуации всегда вправе обратиться в суд. В этом случае потенциальный поставщик воспользовался своим правом, пытаясь оспорить в суде решение тендерной комиссии, в чем ему было отказано как в суде первой инстанции, так и судом апелляционной судебной коллегии.
“При проведении тендеров создаются экспертные комиссии, в которые привлекаются специалисты из профильных отраслей здравоохранения. Как правило, это врачи высшей категории, доктора и кандидаты медицинских наук, которые дают оценку на соответствие предлагаемой медтехники заявленным требованиям”, - аргументирует Шолпан Ахмет. А по поводу двух экспертных комиссий, привлеченных “СК Фармация”, она объясняет, что в составе первой комиссии не было специалистов-гепатологов. “Ни в коем случае не подвергая сомнению профессионализм других экспертов в области медицины, полагаем логичным привлечение для экспертизы узкопрофильного оборудования соответствующих профильных специалистов. Ведь мы же не привлекаем экспертов-стоматологов для приобретения кардиооборудования!”
Наконец, в упомянутой статье “НП” высказывалось сомнение, нужен ли единый дистрибьютор по закупу медицинской техники. Функции по централизации могут иметь и свои положительные стороны, утверждает руководство компании: “Исключить субъективный, а значит, коррупционный, фактор призван уже тот факт, что строго разграничены функции между участниками закупа медицинской техники - заказчиками, то есть медицинскими организациями, оказывающими гарантированные государством бесплатные медицинские услуги. Таковыми являются уполномоченный орган в лице Министерства здравоохранения, экспертная организация АО “КазМедТех” и ТОО “СК Фармация”.
Наконец, важным аргументом в “СК Фармация” полагают, что благодаря консолидации закупок на государственном уровне и их закупочным процедурам обеспечивается экономия бюджетных средств: “За 5 лет деятельности ТОО “СК Фармация” для бюджета страны было сэкономлено около 30 миллиардов тенге. Эта экономия остается в бюджете страны, и медицинские организации могут направить ее на дополнительный закуп лекарств или на другие статьи расходов”.
P.S.
Мы попытались отобразить весь спектр существующих в обществе мнений по этому вопросу. Каково будет решение Генеральной прокуратуры после проверки по запросу депутата мажилиса, мы обязательно сообщим нашим читателям. |