|
Айгуль Жилкишина
После депутатского запроса от 12 марта этого года в обществе стали активно обсуждать вопрос закупа медицинской техники за счет средств республиканского бюджета. В прошлом номере “НП” мы опубликовали материал, ссылаясь на данные депутатов мажилиса, а в статье “Чудеса медицины” - текст запроса председателю правления АО “КазМедТех”, на который мы сразу же получили ответ. Компания привела свои доводы. Сегодня, как и обещали читателям, мы предоставляем слово другой стороне - АО “КазМедТех”
Относительно того, почему приобрели именно аппарат Fibroscan FS-502, а не какой-либо другой... По мнению врача-гепатолога городской поликлиники № 5 Розы Жусуповой, все страны в настоящее время успешно пользуются аппаратом Fibroscan FS-502. По своему опыту она знает, что традиционная биопсия тканей печени не всегда возможна - это очень болезненная процедура с проколом ткани и стрессом для пациента, так как иногда они испытывают боль даже при пальпации. В отличие от биопсии, это обследование можно проводить столько раз, сколько потребуется, поскольку оно абсолютно безвредно.
В приказе Минздрава РК № 78 от 11 февраля 2014 года этот аппарат рекомендован для проведения эластометрии печени. В 2014 году Fibroscan FS-502 рекомендован ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и EASL (Европейская ассоциация по изучению болезней печени) для проведения фибросканирования. Таким образом, можно утверждать, что одобрение заявки на закуп экспертной комиссией АО “КазМедТех” было вполне правомерным и обоснованным.
По поводу преимуществ многофункционального ультразвукового аппарата iU-22 по сравнению с Fibroscan FS-502 специалисты гепатоцентра 5-й поликлиники утверждают: эти аппараты предназначены для отличных друг от друга видов медицинского исследования, и они не могут сравниваться по своим функциональным особенностям. Оборудование Fibroscan FS-502 предназначено для исследований заболеваний печени - вирусного гепатита С и В, а не для ультразвукового исследования широкого спектра. Таким образом, заключение экспертной комиссии по аппарату Fibroscan подтвердилось как правильное.
Что касается цены оборудования, о которой говорили, что она “вдвое выше рыночной”. Аппараты Fibroscan FS-502 закупили у завода по цене 135 470 евро, в том числе дополнительно к базовому взрослому датчику M-probe приобрели датчик XL-probe для тучных пациентов, стоимость которого составляет более 28 000 евро. В стоимость оборудования включено также гарантийное сервисное обслуживание в течение 37 месяцев с ежеквартальным обслуживанием - 3 780 000 тенге. Кроме того, согласно требованиям технической спецификации, этот аппарат требует калибровки двух датчиков два раза в год ввиду особой чувствительности датчиков, что непосредственно сказывается на диагностической ценности полученных результатов. Стоимость калибровки на один аппарат составила 2 400 000 тенге. Прибавляя расходы на доставку до регионов, страховку и прибыль, стоимость аппаратов фибросканирования печени у ТОО “Дельрус РК” составила 35 миллионов тенге. Упрекать компанию не в чем. Цена “вдвое дешевле” - в 18-20 миллионов тенге получается без учета сервисного обслуживания, монтажа, обучения персонала, страховки.
Цена компаний, находящихся в другом государстве (Кыргызстан и Узбекистан), отличается от цены ТОО “Дельрус РК” на аналогичный товар в связи с вышеизложенными фактами (то есть не включена стоимость дополнительного датчика, калибровки и сервисного обслуживания 37 месяцев), и их ценовая политика значительно разнится с казахстанской и российской. Не говоря уже о том, что по документам ООО “Дельрус-Ташкент” были предложены модели 2010-2011 года - цена этих моделей может быть дешевле на 20-30 процентов (и более) от стоимости новейших разработок. А оборудование, предложенное фирмой ОсОО “Дельрус СА” из Бишкека, было “восстановленным оборудованием”, то есть которое находилось на складе хранения год-два-три. Оно не является старым или б/у, но все же его программное обеспечение уже устарело, как и некоторые детали аппарата, требующие замены после долгого простоя, такие резиновые прокладки и т.д. Их стоимость может быть снижена до 50 процентов на усмотрение производителя или его представителя.
Далее, отвечая на вопрос по поводу проведения тендеров и осуществления закупа “через посредников”, АО “КазМедТех” предоставило авторизационное письмо, в котором значится, что компания ТОО “Дельрус РК” является официальным, правомочным представителем завода производителя ECHOSENS S.A (Эхосенс) в Республике Казахстан с правом продажи и дистрибьюторства товаров. Поэтому аппараты закупаются у нас по ценам, предложенным компанией “Дельрус РК”.
Председатель правления С. Бралина в письме Комитету контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения РК дает следующее пояснение по вопросу прямого закупа у завода: “В соответствии с Правилами организации и проведения закупа утвержденными Постановлением правительства РК от 30 октября 2009 года № 1729, и производитель, и официальный дистрибьютор, и официальный представитель производителя медицинской техники имеют равные права в участии в тендере, предусматривающем открытую конкуренцию между потенциальными поставщиками и направленном на определение наиболее выгодных условий договора о закупе медицинской техники”.
И, наконец, по поводу “возможного создания единой государственной компании в сфере закупок медицинского оборудования” заместитель председателя правления АО “КазМедТех” Еркебулан Тулеев сообщает, что “функции по централизации закупа медицинской техники в АО “КазМедТех” Министерство здравоохранения не передает, кроме того, ни в проекте изменений в Кодекс РК “О здоровье народа и системе здравоохранения”, ни в иных правовых актах такой нормы нет”.
Председатель правления С. Бралина поясняет первоначальную причину запроса депутатов мажилиса: “В действующем законодательстве отсутствует понятие “единого дистрибьютора медицинской техники”, в связи с чем 30 апреля 2013 года Постановлением правительства Республики Казахстан № 423 на рассмотрение мажилиса парламента Республики Казахстан внесен проект закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан “О здоровье народа и системе здравоохранения” (далее - законопроект), предусматривающий введение единого дистрибьютора медицинской техники. Однако в процессе рассмотрения законопроекта депутатами мажилиса фракции ДПК “Ак жол” даны поправки по исключению слов “единого дистрибьютора медицинской техники”, которые до настоящего времени отрабатываются в рабочем порядке.
Что ж, мы дали возможность высказать на страницах газеты разные точки зрения по этому вопросу. Окончательно же расставит все точки над “i” Генеральная прокуратура, закончив проверку по запросу депутата мажилиса. Будем держать в курсе наших читателей. |