|
Айгуль Жилкишина
Все злокачественные опухоли уникальны, как уникальны люди, и похожие формы рака у разных людей могут развиваться неодинаково, как и по-разному реагировать на лечение. Сегодня успех в лечении рака кроется в индивидуальном подходе, особое внимание уделяется персонализированной медицине - и мир идет к такому лечению очень быстро, так как технологические проблемы этой стратегии в основном решены. О современных методах борьбы с раком в Казахстане, достижениях и проблемах зашел разговор с главным врачом Алматинского онкологического центра, д.м.н., членом-корреспондентом Национальной академии наук РК Дилярой Радиковной Кайдаровой
- Недавно Вы подвели итоги работы по прошедшему году. Какие тенденции, позитивные и негативные, Вы можете обозначить?
- Несмотря на растущую заболеваемость раком в Алматы и по Казахстану в целом, у нас отмечается снижение смертности. Это один из главных критериев того, что онкологи и вся сеть в целом успешно работают. В алматинских поликлиниках стали все больше выявлять рак на ранней стадии, то есть наши внедренные скрининговые программы работают.
- Сколько процентов составил рост ранней диагностики?
- Пока немного - 3 процента за год, но это все равно положительный эффект. Снижение смертности, по последним данным, составило 6 процентов. Отрадна для нас и активность казахстанцев - многие стали задумываться о своем здоровье, сами приходят в поликлиники на скрининги и профилактические осмотры.
- Сколько сейчас действует скрининговых программ?
- С 2007 года в Казахстане внедрены 3 скрининговые программы - по раку молочной железы, раку шейки матки и колоректальному раку. С 2013 года в Алматы ввели еще 3 пилотные программы - рак печени, рак простаты и рак желудка и пищевода. Скрининг рака простаты показал наиболее высокую выявляемость среди всех шести пилотных регионов.
- А в чем, по Вашему мнению, причина?
- Заболеваемость раком простаты среди мужчин вышла на первое место в Алматы, такая же тенденция отмечается по всем развитым странам. Наши мужчины оказались более ответственными в отношении своего здоровья, чем женщины. Их не волнуют ни болезни кишечника, ни желудка, однако состояние простаты вызывает серьезную озабоченность.
- Значит, казахстанцы уже начали осознавать, что их здоровье в их руках. Как это сказывается на результатах вашей работы?
- Да, у нас благодаря этому увеличился процент охвата специализированным противоопухолевым лечением. Это позволяет пациентам с ранней стадией ракового процесса добиться 100-процентного излечения. Так делается во всем мире, и мы можем гордиться, что и мы этого достигли.
- Но пока не все люди у нас такие сознательные?
- К сожалению, это так. Когда пациент приходит к нам с запущенным процессом, мы можем оказать поддерживающую и паллиативную помощь.
- Какое лечение назначается тем, кто пришел на поздних сроках болезни?
- Для группы пациентов 3-4-й стадий, которым должно быть оказано поддерживающее лечение, мы проводим химиотерапию, а при определенных локализациях рака - таких как рак легких, рак печени, рак почки - у нас имеются таргетные препараты, закупленные Министерством здравоохранения. Эти специальные препараты продлевают жизнь таким больным.
- Как Вы оцениваете ситуацию с паллиативной помощью в стране?
- Мы активно работаем в этом плане, начинаем большую программу - к примеру, недавно была создана Казахстанская ассоциация паллиативной помощи. Но, к сожалению, 70 коек, выделенных для этой цели в городском центре паллиативной помощи, не справляются с потоком людей, которые в ней нуждаются.
- В чем трудность?
- Поначалу было нелегко, так как все думали, что хоспис - это место, куда ложатся умирать. Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить всех, что это не так. Пациент получает в течение двух недель паллиативную терапию, с ним все это время работает психолог. В результате он испытывает облегчение, в том числе и психологическое. Постепенно ситуацию удалось изменить - теперь от желающих отбоя нет, и нам нужно увеличить число мест для пациентов.
- Какова ситуация с врачами в области паллиативной помощи, их ведь пока мало?
- Подготовка специалистов в данный момент проводится - как врачей, так и медсестер. Благодаря их работе мы сможем обслужить на дому около 5 пациентов в день, так как не все пациенты хотят в хоспис. У таких больных много проблем, например, из-за опухоли они не могут проглатывать пищу, им необходимо установить стэнты для расширения пищевода. Многие предпочитают оставаться дома, так как консервативный менталитет нашего общества еще силен. И тем не менее я надеюсь, что проект с выездными бригадами будет работать успешно.
- По национальной программе выделяются средства и для технического обеспечения...
- Мы начали получать новое оборудование для иммунно-гистохимического исследования, которое необходимо для определения структуры опухоли и дальнейшего прогноза лечения. Сейчас у нас лечение направлено на каждого пациента согласно чувствительности опухоли к каждой нозологии.
- Есть какие-либо виды ультрасовременного оборудования в вашем центре?
- Да, эта аппаратура “телепатологии”, позволяющая нам консультироваться по каждому непонятному случаю с коллегами из Франции, Испании. Мы подписали меморандумы о сотрудничестве с Институтом онкологии имени Гюстава Русси (Париж), с Институтом онкологии и радиологии г. Мадрида, а также с университетами Кореи (Сеул и Пусан). Сейчас у нас налажены скайп-консультации с Мадридским онкологическим центром по проведению радиологического лечения, и врачи этого испанского центра оказывают нам консультативную помощь на бесплатной основе.
- Какие современные методы осваивают казахстанские специалисты за рубежом?
- Наши врачи и медсестры прошли обучение в Сувоне и Пусане по проведению малоинвазивных операций, таких как удаление желудка, кишечника лапароскопическими методами.
- Теперь можно проводить такие операции и у нас?
- Да, мы закупили оборудование для лапароскопических методов исследования, а в апреле планируется приезд специалистов из Южной Кореи. Они будут помогать осваивать методики малоинвазивных операций. Это очень актуально сейчас, а в Корее все операции проводят именно лапараскопическим методом.
- В Казахстане применяется эта методика?
- У нас такие операции внедряются в гинекологии, в торакальной части (при лечении легких) и абдоминальной (желудок, кишечник). Мы провели в этом году 11 новых операции по раку легких, раку кишечника, раку шейки матки и по раку области голова - шея (щитовидная железа и др.)
- Какие еще современные методы хирургии применяются у нас, которых раньше не было?
- В маммологии мы проводим реконструктивные операции и для этой цели закупили импланты. Если пациентке предстоит удаление груди, то ей вставляют экспандер, который временно компенсирует результаты хирургического вмешательства. Через два года, если все пойдет хорошо и не будет метастазов, ей устанавливают имплант. Такого рода операции стали для нас повседневной реальностью, и удаление груди уже не столь травматично для психики женщины, как это было раньше.
- Сколько стоят такие операции?
- Операции для больных бесплатны, сам имплант стоит от 600 до 800 евро. Это не те огромные суммы, которые были раньше, и для пациенток они обходятся бесплатно. С недавних пор нас перевели на самостоятельное финансирование, у нас есть глобальный бюджет, и мы можем закупать все необходимое для лечения.
- Такие операции показаны для женщин после 50?
- Всем женщинам. Все чаще к нам обращаются молодые женщины, даже 28-летние. Для них такие операции очень тяжелы, поэтому у нас вводят новые технологии. Наши врачи прошли специальное обучение в клиниках Европы, мы приглашали также в Казахстан ведущих онкологов мира для проведения мастер-классов.
- Во всем мире повышение квалификации специалистов имеет решающее значение.
- Каждый из 40 врачей нашего центра принимает участие, как минимум, по два раза в год в различных международных конференциях, то есть они владеют методами лечения по мировым стандартам и в курсе новостей в профессиональной сфере.
- И все же у вас есть какие-то нерешенные вопросы...
- Наша главная, первоочередная проблема - это кадры. Для того, чтобы обучить квалифицированного онколога, необходимо 10 лет. Многие не хотят идти в онкологию, потому что это морально тяжело. И для медсестер это психологически сложно, у нас специфическая атмосфера. Хотя у нас одна их самых высоких в отрасли дифференцированных оплат (мы платим за моральную и психологическую нагрузку), не все задерживаются.
Справка “НП”
Лапароскопия (от др.-греч. лапара - пах, чрево и скопео - смотрю) - современный метод хирургии, в котором операции на внутренних органах проводят через небольшие (обычно 0,5-1,5 см) отверстия при помощи лапароскопа - телескопической трубки, содержащей систему линз и присоединенной к видеокамере. Преимущества этого метода - малая травматичность, короткие сроки пребывания пациента в стационаре (3-5 суток), быстрое восстановление после операции, отсутствие болезненных ощущений и послеоперационных рубцов, которые наблюдаются при операциях с разрезом. |