|
Айгуль Жилкишина
Национальный центр проблем формирования здорового образа жизни Министерства здравоохранения РК в партнерстве с Казахской Академией питания проводит в регионах республики декадник по совершенствованию организации школьного питания, который продлится с 1 по 10 апреля 2014 года. В Казахстане насчитывается 7690 общеобразовательных школ, в которых обучаются 2,5 миллиона школьников. В каких условиях и чем обедают наши дети? Питание чрезвычайно важно для развития растущего организма ребенка, и культура здорового питания формируется с самого детства - в кругу семьи и в школьной столовой
Значительное число современных проблем в системе общего образования связано с негативной динамикой здоровья детей и подростков, получившей название “школьной патологии”. Она проявляется в нарушении развития опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем и сопровождается ростом нервно-психических заболеваний, болезней органов дыхания, зрения. Все эти дисфункции сказываются на общем снижении уровня психологической комфортности у детей и подростков. И как следствие - отрицательная динамика социальной активности, что проявляется в инертности в учебной деятельности. Сегодня здоровье ребенка рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества педагогической деятельности. В то же время правильно организованное питание поможет, в конечном счете, сохранить не только здоровье каждого ученика, но и улучшить показатели успеваемости, физическое и интеллектуальное развитие детей.
Согласно опросам о работе школьных столовых, лишь 80 процентов казахстанских школьников удовлетворены организацией питания. Постановлением главного санитарного врача РК от 30 марта 2007 года №12 запрещена реализация газированных и безалкогольных энергетических напитков, чипсов, сухариков. И тем не менее эти продукты продаются в близлежащих к школе киосках и магазинах. Дети, соответственно, питаются тем, что находится на расстоянии вытянутой руки.
По данным Национального центра проблем формирования здорового образа жизни, удельный вес детей, ответивших на вопрос, как часто они употребляют еду быстрого приготовления (фаст-фуд, гамбургеры, лапша быстрого приготовления, донер-кебаб, хот-доги и др.), составил 16 процентов. “Один раз в день употребляют” - ответили 13,5 процента, “один раз в неделю” - 15,9 процента, “редко употребляют” - 54,6 процента респондентов. Удельный вес детей, указавших, что они обеспечены горячим питанием в их учебном заведении, составил 57,5 процента городских и 52,5 процента сельских детей.
Здоровое питание начинается с организации столовых с приготовлением качественной еды, сохраняющей не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность. В идеале нам нужны современные столовые, оснащенные новым оборудованием, где используются технологии приготовления пищи на пару, а также продукты, не содержащие ГМО, красителей и консервантов. Неукоснительному соблюдению норм хранения продуктов и калорийности питания, а также выполнению всех санитарно-гигиенических норм поможет контроль со стороны санитарно-эпидемиологического надзора, руководства школы и медицинских работников.
Ассортимент блюд в столовых необходимо разнообразить большим количеством салатов и разнообразных гарниров с учетом возраста и особенности нагрузки школьников. Обязательными должны быть молочные продукты, фрукты и овощи, витаминизированные сорта хлеба и напитков. Если в школе есть буфет, где можно купить вкусную выпечку и кондитерские изделия, обогащенные витаминами и железом, то школьники с легкостью откажутся от нездоровых пакетов с чипсами и энергетических напитков. Соки и кисели значительно обогатят рацион школьного питания. И если в наших школьных столовых будет царить атмосфера тепла и домашнего уюта, на столах всегда можно будет найти салфетки, соль и специи, а сотрудники столовой будут встречать детей доброжелательными улыбками, то дети с удовольствием будут питаться там.
По данным Министерства образования РК, в 2012 году в 5910 (78 процентов) школах республики организовано горячее питание для 1 806 795, или 73 процентов всех учащихся, в том числе бесплатным горячим питанием обеспечены 611 236 (34 процента) учащихся. При этом 87 процентов школьников от общего количества учащихся из малообеспеченных семей также охвачены бесплатным горячим питанием. |