|
Айгерим Бейсенбаева
Если попросить первого попавшегося казахстанца назвать свежий фильм, который можно будет назвать полностью казахстанским продуктом, он, скорее всего, затруднится ответить.
А если и назовет какой-нибудь, например, “Монгол” или “Кочевник”, то не в состоянии будет ответить, почему этот фильм считается казахстанским
Так сложилось, что в последние несколько лет перед казахстанскими кинематографистами развернулись два очень сомнительных пути развития. Первый - снимать свое кино, дальнейшее раскручивание которого не поднимается как вопрос, и потому этот путь становится тупиковым.
Те, кто вправе снимать кино, не могут, а иногда и не имеют желания показать его зрителям, а те, кто затрачивает-таки средства на раскрутку своего “шедевра”, сами не всегда уверены в том, что их творение имеет право носить громкое звание “художественный фильм”. А что уж говорить о зрителе, который уже давно не верит в отечественный кинематограф и не ждет от него ничего хорошего.
Но есть еще и второй путь - вкладывать средства в совместные с другими странами проекты. Получается, как в известном произведении про великого комбинатора: “Транспорт ваш - идеи наши!” Только наоборот, мы вкладываем свои средства в реализацию чужих идей, зато потом в длинном списке стран-производителей будет гордо стоять имя нашей страны. Пользы от этого пока никто не почувствовал, даже сами отечественные спонсоры, так как продукт, как ни крути, получается не казахстанский. А бедным создателям потом в каждом интервью приходится долго рассказывать о роли нашей страны в производстве картины. И потом, когда видишь целый список из пяти стран, участвовавших в создании одного фильма, невольно вспоминаешь одну мудрую пословицу про семь нянек и одно несчастное дитя.
У меня, среднего казахстанского зрителя, сердце не щемило во время просмотра того же самого “Монгола” от нахлынувшей гордости за свою страну, потому как казахским духом в картине и не пахнет. Фильм, может, и хороший, но назвать его нашим язык не поворачивается, а до мирового уровня ему далеко.
Очередным проектом, который был поставлен создателями в один ряд с “Кочевником”, стал фильм российского режиссера Игоря Каленова “Александр. Невская битва”, премьера которого состоялась недавно в кинотеатрах России и Казахстана. Фильм опять же исторический, а бюджет несколько скромнее, чем у нашумевших предшественников - 8 миллионов долларов.
Вклад нашей страны в изготовление этой картины - средства одной из казахстанских продюсерских фирм и участие в эпизодической роли известного отечественного актера Тунгышпая Джаманкулова. Как полагает один из создателей картины, одно появление в кадре нашего популярного актера должно убедить отечественного зрителя, что к созданию картины приложил руку Казахстан: “Продюсер нашей компании Борис Чердабаев настоял на том, чтобы отразить мотив степи. Ведь Александр Невский по материнской линии был кыпчакским князем и недурственно знал степь. Исходя из общетюркских интересов был введен момент с участием казахского актера Тунгышпая Джаманкулова, сыгравшего посла орды, требовавшей дань. Этот пригожий эпизод станет своего рода мессэджем, поздравительной открыткой от Казахстана”.
Главную роль в картине исполнил молодой актер Антон Пампушный, который, кстати, тоже является выходцем из Казахстана.
Это, пожалуй, все, что объединяет фильм “Александр. Невская битва” с Казахстаном. Опять же рядовой казахстанский зритель не сможет проникнуться гордостью при просмотре картины, даже если ему будут известны эти факты.
Вообще, относительно небольшой процент зрителей может назвать себя поклонниками исторического кино. И тот факт, что таких - иногда достоверных, а иногда и не очень - фильмов снимается так много, удивляет.
Ведь исторический кино - это очень сложный жанр, и создание таких картин изначально связано с большими рисками. Не говоря уже о том, что при просмотре найдутся целые толпы зануд, которые будут придираться к картине, ставя под сомнение ее историческую достоверность. И при этом не обратят ни малейшего внимания на художественные достоинства ленты.
Хотя, может, в этом что-то и есть. Во всяком случае, уже не нужно ломать голову над сюжетом, достаточно только взять интересный момент из истории, известный каждому прилежному ученику по школьной программе, харизматичную личность и красивые костюмы - и готов блокбастер! В России такие картины снимаются пачками, причем особой фишкой является какая-то почти по-американски удалая речь на просторах Древней Руси.
Сюжет картины, как уже говорилось выше, знаком каждому школьнику. Знаменитая Невская битва - противостояние шведов, стремящихся обратить Русь в католичество, и русских во главе с юным, но не по годам мудрым правителем Александром. Сюжет очень популярный и известен всем в мельчайших деталях. Возможно, поэтому многие пойдут на фильм, чтобы внимательным взглядом на протяжении всего сеанса искать исторические несостыковки.
В этой картине, кстати, все на первый взгляд выглядит вполне достоверно. Возможно, в этом и заключается недостаток картины - слишком размеренное повествование, не живое, как конспект по истории. Есть, конечно, художественные вкрапления, слегка оживляющие действо, но и они, я думаю, не способны удержать зрителя в зале.
Премьера фильма в одном из алматинских кинотеатров прошла с завидным пафосом - красная дорожка, лимузины, из которых выходят гордые собой актеры, и прочий официоз. Омрачает праздник в мире кино только то, что в российском прокате об участии Казахстана в создании картины не сказано ни слова, для них это полностью русский продукт. Что, в принципе, и соответствует действительности. |