|
Айгерим Бейсенбаева
В рамках VII Международного кинофестиваля “Евразия” в Алматы прошло уникальное мероприятие - “Казахстанский рынок кинопроектов”. Новая бизнес-площадка, направленная на поддержку отечественного кино методом ко-продукции, была организована при поддержке киностудии “Казахфильм” имени Шакена Айманова
Проведению открытого конкурса “Казахстанский рынок кинопроектов” (Spotlight: New Kazakh Cinema) предшествовал масштабный отборочный тур по всему Казахстану, в результате которого было получено более 60 заявок. В официальный конкурс вошло 8 проектов, многие из которых - дебюты: Эмир Байгазин (проект “Уроки Гармонии”), Талгат Бектурсунов (проект “Возвращение домой”), Эльмира Гильман (проект “Паромщик”), Адильхан Ержанов (проект “Свирепые конокрады”), Ахат Ибраев (проект “Граница”), Елена Лисасина (проект “Мы - против”), Газиз Насыров (проект “Землетрясение”) и Нариман Туребаев (проект “Иммигрантка”). Самый удачный из них в дальнейшем может рассчитывать на европейскую дистрибуцию. В рубрику “Перспективы” было отобрано большее количество проектов молодых кинематографистов, которые должны составить будущее казахстанского кинематографа. Информация о всех участниках представлена в специально изданном по этому случаю каталоге “Казахстанский рынок кинопроектов”.
Подробнее о проекте рассказала директор мероприятия, кинопродюсер Анна Качко, представитель Европейской организации кинопродюсеров (EAVE) в СНГ, которая уже несколько лет подряд успешно осуществляет крупные проекты по ко-продукции в России - Moscow Business Square:
- Ключевое слово проекта - “ко-продукция”, то есть совместное производство картин Казахстаном и европейскими странами. Что это дает? Конечно, в первую очередь, возможность продвижения казахстанских картин на международный рынок и представление их на крупных фестивалях. Совместная работа казахстанских кинодеятелей с европейскими выводит фильм на новый уровень. Немаловажным моментом является участие в картинах актеров, технического персонала, что позволит отечественным профессиональным кадрам, занятым в сфере киноиндустрии, получить достаточно полезный опыт.
|
Член экспертного совета Ральф Шенк |
Во всем мире этот метод получил широкое распространение. Если просмотреть список создателей каждой крупной картины, то мы сможем насчитать не менее трех-четырех стран-производителей. И это обосновано не только вопросами финансирования.
Особенность мероприятия в том, что мы отбираем проекты на стадии готового сценария. Наиболее удачный и интересный сценарий будет отобран международным экспертным советом, в который войдут 24 специалиста в сфере киноиндустрии. Среди них отборщики крупных фестивалей, дистрибьюторы, именитые продюсеры, представители европейских кинофондов.
В Европе сегодня вызывает большой интерес стремительное развитие казахстанской киноиндустрии. Деятели мирового кинематографа заинтересованы в поиске именно молодых талантов.
Метод ко-продукции применялся в Казахстане и раньше, но наша главная задача сделать такое сотрудничество постоянным.
По словам госпожи Качко, проект, обладающий наибольшим потенциалом, будет отобран международным экспертным советом и в дальнейшем осуществлен с помощью ко-продукции с Европой. Проект-победитель также будет поддержан киностудией “Казахфильм” имени Шакена Айманова и получит европейское продвижение.
Все проекты были представлены на открытом питчинге, в ходе которого каждый автор смог рассказать о своем сценарии. Для отбора проектов в Алматы прибыли ведущие специалисты кинобизнеса со всего мира: представители кинофондов из Франции CNC (Centre national du cinema et de l’image animee) и Германии Medienboard Berlin Brandenburg, известные европейские продюсеры, чьи фильмы многократно участвовали на престижных киносмотрах мира. Кроме того, отборщики фестивалей в Венеции, Берлине, Трайбеке (Нью-Йорк) и Локарно, крупные европейские агенты по продажам, дистрибьюторы.
Один из представителей экспертного совета проекта Ральф Шенк, член отборочной комиссии Berlinale, выказал неподдельный интерес к казахстанскому кинематографу - как к старому, так и современному:
- Я родился в ГДР, и в то время у нас была возможность смотреть фильмы из Советского Союза, в том числе казахские. Тогда я и стал фанатом казахского кинематографа.
Кроме того, меня всегда интересовали картины из этого региона. Когда-то мне довелось посмотреть фильмы по произведениям киргизского писателя Чингиза Айтматова “Белый пароход”, “Жамиля”. Эти фильмы в те времена имели успех в наших кинотеатрах.
Но это старая волна кино, а мы сейчас всерьез нацелены на новую. Я надеюсь, что мы найдем здесь действительно интересный сценарий и сможем сделать все для его воплощения на экране. Хорошие фильмы достойны демонстрации не только на родине, но и за рубежом.
|
Выбор европейских продюсеров - режиссер Эмир Байгазин (в центре) |
Мероприятие, направленное на отбор перспективных для европейского кинематографа проектов, было открыто для всех представителей отрасли кино: продюсеров, дистрибьюторов, режиссеров, сценаристов, студентов.
К окончанию кинофестиваля, в рамках которого была инициирована бизнес-площадка Spotlight: New Kazakh Cinema, стало известно имя победителя. Им стал молодой режиссер Эмир Байгазин. Награждение победителя прошло на церемонии закрытия VII Международного кинофестиваля “Евразия”. |