|
Жанар Секербаева
Завершился 33-й Московский Международный кинофестиваль (ММКФ), в котором приняла участие картина “Гакку” казахстанского режиссера Газиза Насырова (конкурс “Перспективы”). Второй казахстанский “след” значился в программе “Медиафорум” - в Музее современного искусства были показаны видеоработы художницы Алмагуль Менлибаевой. Также наш режиссер Ермек Шынарбаев вошел в жюри конкурса “Перспективы”. И, наконец, в российской программе состоялась премьера казахстанско-российского фильма “Возвращение в А” Егора Кончаловского, который казахстанцы смогли увидеть в Астане на открытии фестиваля экшн-фильмов и увидят в Алматы на открытии кинофестиваля “Евразия”
Время молодых
Программа основного конкурса была представлена различными фильмами - по жанру и месседжу. В то время как члены жюри в выборе победителей оказались единодушны - ММКФ отметил призами молодое кино.
Лауреат “Золотого Георгия” фильм “Волны” - дебют в полнометражном кино 34-летнего испанского режиссера Альберто Мораиса. Лауреат спецприза ММКФ “Шапито-шоу” - второй фильм Сергея Лобана (по международной классификации это тоже дебют). “Кеды” (специальное упоминание жюри основного конкурса) - первая картина молодых талантливых болгарских режиссеров Ивана Владимирова и Валерия Йорданова.
|
Кадр из фильма молодых болгарских режиссеров "Кеды" |
Победитель конкурса “Перспективы” - фильм “Анархия в Жирмунае” - дебют литовского режиссера Саулюса Друнги. Получивший специальное упоминание жюри “Перспектив” российский фильм “Баги” - полнометражный дебют 26-летнего режиссера Андрея Богатырева. Американо-британский фильм “В ад и обратно”, победивший в конкурсе документального кино, также снял дебютант - 29-летний Данфунг Деннис. На 53-м году своего существования Московский фестиваль резко помолодел.
Чтобы идти в ногу со временем, президенту фестиваля Никите Михалкову пришлось согласиться на голливудский десант из съемочной группы в 80 человек и мировую премьеру “Трансформеры-3: Темная сторона Луны”. Она и открыла 33-й Московский Международный кинофестиваль. Этот факт вызвал возмущение многих критиков, на что Никита Сергеевич ответил, что отказаться от картины Майкла Бэя было бы некорректным. Картину приехали представлять актеры Шайа ЛаБеф, Джош Дюамель, Тайриз Гибсон, Рози Хантингтон-Уайтли, Патрик Дэмпси и Джон Малкович.
Малкович получил на ММКФ приз за вклад в мировой кинематограф. Скоро зрители увидят его в проекте “Сибирское воспитание” с Ингеборгой Дапкунайте.
Предел ярости
Что характерно для современного кино? Погружение в мистику, агрессия, насилие. Это стало, в частности, основным показателем восточного кинематографического ноу-хау (Джон Ву, Такеши Китано, Ким Ки Дук, Пак Чхан Ук). Что может показать режиссер такого, чтобы шокировать зрителя? Если раньше ум будоражили эксперименты Альфреда Хичкока или, если взять ближе, Дэвида Линча, то сейчас без пилы в кадре не обходится. Членовредительство и истории с перестрелками стали обычными.
Вонг Чинг По в картине “Месть. Любовная история” показывает иной образ “сладкой” мести: сцена, где человеку заливают в глотку бензин и выстреливают в рот, глядя, как враг сгорает изнутри. Сюжет фильма придумал 27-летний сын гонконгского мультимиллиардера Джуно Мак. Незамысловатый кровавый контекст, за которым жюри смогло разглядеть талант Вонга Чинг По и вручить ему приз “Серебряный Георгий” за лучшую режиссерскую работу. Неисповедимы пути членов жюри. Вручение награды именно этой работе не ожидал никто.
От опыта
экс-президента
до секса в 3D
Премьерой ММКФ стал показ (вне конкурса) 3D-фильма Вима Вендерса “Пина” - картины, посвященной выдающейся немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш. Фильм впервые был показан на 61-м Берлинском кинофестивале. Эта замечательная работа рассказывает не столько о Пине и ее труппе, сколько о природе танца, находящегося вне рамок формальных законов. Пина просила танцевать своих артистов свободно, почти “вслепую”, высвобождая энергию тела, эмоции, жажду движения.
Не менее достойно выглядел конкурсный фильм “Кеды” Ивана Владимирова и Валерия Йорданова, на мой взгляд, он был недооценен жюри основного конкурса. Действие происходит у моря, к которому шесть героев, независимо друг от друга, стремительно бежали из Софии. Шесть неудачников-аутсайдеров вблизи воды вдруг становятся другими, и мы слышим от них другие истории - не о спившейся матери, не о неудачах сценариста, не о заработках в клубах и т.д. Они рассказывают о том, что любят на самом деле, о чем мечтают. Примечательной картину делает актерская игра невероятно популярного в Болгарии Ивана Бырнева (“Я обслуживал английского короля”), Валерия Йорданова (“Украденные глаза”, “Раки”), Иво Арыкова.
Гвоздем конкурсной программы ММКФ называли картину “Уход” - режиссерский дебют Вацлава Гавела - писателя, драматурга и экс-президента Чехии. Фильм, в котором Гавел выступил и в качестве сценариста, рассказывает историю канцлера Ригера, который вынужден подать в отставку, после чего привычная жизнь рушится на глазах.
Еще одним неожиданным для многих событием стал показ первого трехмерного эротического фильма “Секс и Дзен 3D: Экстремальный экстаз”, снятого в Гонконге. Эта картина уже вызвала неоднозначную реакцию во многих странах мира: где-то показ запрещали, где-то картина выходила в урезанном варианте.
Фото организаторов
Лауреаты
Лучший документальный фильм - Данфунг Деннис (“В ад и обратно”, США, Великобритания)
Приз конкурса “Перспективы” - Саулюс Друнга (“Анархия в Жирмунае”, Литва, Венгрия)
Лучшее исполнение женской роли - Урсула Грабовска (“Иоанна”, Польша)
Лучшее исполнение мужской роли - Карлос Альварес-Новоа (“Волны”, Испания)
Лучшая режиссерская работа - Вонг Чинг По (“Месть. История любви”, Гонконг)
Специальный приз жюри - Сергей Лобан (“Шапито-шоу”, Россия)
Главный приз за лучший фильм (“Золотой Георгий”) - Альберто Мораис (“Волны”, Испания)
Приз имени Станиславского “Верю!” вручили Хелен Миррен |