|
Айгерим Бейсенбаева
Режиссер из Казахстана экранизировал Джека Лондона
На казахстанские экраны выходит картина режиссера Санжара Султанова “Время не ждет”, снятая по произведениям американского классика Джека Лондона. Несколько месяцев трейлер и многочисленные билборды по городу демонстрировали непривычно качественный и стильный визуальный ряд картины и преобладание лиц западных актеров в фильме режиссера из Казахстана
На фоне массового увлечения в рядах отечественных режиссеров созданием криминальных драм с участием, как правило, одного российского актера экранизация Санжаром Султановым американской классики начала прошлого века выглядит как факт удивительный и неправдоподобный.
Фильм представляет собой три отдельные новеллы “Просто мясо”, “Убить человека” и “Время не ждет”, связанные между собой, по замыслу автора, одной и той же обаятельной и опасной героиней. Сюжет основан на трех рассказах американского писателя Джека Лондона и показывает Нью-Йорк 20-х годов XX века с его разбоем, махинациями на Уолл-стрит и последствиями золотой лихорадки.
Почему молодой начинающий режиссер не затеял на экране игру в пальбу, погони и драки, как это у нас принято? Нет в дебютной полнометражке и другой крайности - вязкого пафоса и идей о национальной самоидентификации. Конечно, режиссера, который отучился за рубежом и там же начал строить свою кинематографическую карьеру, сложно назвать казахстанским. Вероятно, этим и объясняется необычный выбор материала для дебютного фильма. Сам же режиссер прокомментировал свою работу следующим образом:
“Я выбрал произведения Джека Лондона, потому что этот писатель блестяще отразил трагизм финансового кризиса 20-х годов в Америке. Этим фильмом я бы хотел поднять эту тему в контексте сегодняшнего дня и показать, что все повторяется, жизнь людей совершает очередной цикл.
Это не первая моя экранизация американской классики. До этого я снял художественную короткометражку “Родственные души” по О’Генри. Все, конечно, помнят экранизацию “Деловых людей” Гайдая. Только он в первую очередь отразил сатирический характер произведения, а я обратил внимание на драматическую составляющую”.
По словам Санжара Султанова, фильм “Время не ждет” - не последнее его покушение на классику. В данный момент режиссер разрабатывает идею снять минисериал о достойных качествах человека по Уильяму Шекспиру. Кроме того, и среди произведений древнегреческих классиков Санжар видит интересный материал для современной экранизации.
Сюжет картины “Время не ждет” создает моральный портрет людей с низкими помыслами, тщеславием и двуличием. Многие истории и персонажи Джека Лондона показались автору актуальными. Коррупция, грязные махинации с ценными бумагами, упоение деньгами, славой и эйфорией победы - все это нашло отражение в фильме режиссера.
При отборе сюжетов режиссер отказался от историй со стрельбой и экшн-сценами, отдав предпочтение напряженным психологическим моментам, неторопливым диалогам и ударным классическим фразам о чести и справедливости. Фильм про разбой, ограбление и мошенничество снят без единого выстрела.
“В своем фильме я стремился показать отрицательные черты человека, больше его эмоциональное состояние. Психологические игры, напряжение, зарождающиеся мысли, разъедающие душу человеку, игра ума. Экшн-сценами это показать нельзя.
С помощью осторожного диалога и пауз я хотел показать, как два близких друга становятся врагами. Как устанавливается доверие между враждебно настроенными людьми - женщиной и мужчиной-грабителем. Как увязает доверчивый персонаж в хитросплетенной паутине финансовых махинаторов”.
Напряжение в картине и правда занимает главенствующую позицию. Медленно растущая интрига стремится удержать внимание зрителя в отсутствии захватывающих действий и быстрого темпа развития событий. Тем, кто незнаком с литературным первоисточником, сцены действительно могут показаться интригующими. Усугубляет впечатление и специально подобранный драматичный звуковой ряд, благодаря которому иногда возникает впечатление, что экран вот-вот треснет от напряжения. Иные сцены могут показаться немного затянутыми и опять же чересчур нагнетающими обстановку. Но, учитывая, что рассказы, по которым снята лента, едва ли занимают более десяти страниц каждый, можно понять режиссера, тщательно передавшего все без исключения диалоги, перемежая их длинными многозначительными паузами.
Бюджет фильма - четверть миллиона долларов - может показаться скромным для такого плана работы, однако, учитывая некоторую камерность сюжетов, где все действие порой не выходит за границы одной комнаты, можно предположить, что все средства ушли на гонорар актерам. Антураж картины при всей своей стильности довольно скромен - отсутствие панорамных планов города, эффектных видов, бриллианты, тускло поблескивающие, как подвески для хрустальной люстры. В картине едва ли наберется с десяток ролей, и все они исполнены западными актерами, включая звезду нашумевших сериалов “Герои” и “Побег” Роберта Неппера.
Одну из ролей Санжар Султанов исполнил сам. По мнению режиссера, в фильме должно было мелькнуть хотя бы одно казахское лицо и в связи с этим он инициировал кастинг у себя на родине. Однако, как сказал сам Санжар, бюджет картины не потянул приезда отечественного исполнителя в Канаду, где снималась картина, и режиссер решил сам исполнить эту роль. И надо признать, справился он с ней не хуже остальных маститых актеров, воплощающих в картине классические персонажи Джека Лондона.
Дубляж картины проводился на одной из российских студий и занял несколько месяцев, именно поэтому, по словам создателей, фильм так долго шел до отечественного зрителя. Премьера картины на Западе состоялась еще в июле прошлого года.
Резюмируя все вышесказанное, хочется заметить, что кино получилось вполне достойное, по отечественным меркам. Интересный материал, качественная картинка и неплохой звуковой ряд, хорошая игра актеров, но фильм, увы, не казахстанский, и потому ждем обещанной режиссером работы совместно с “Казахфильмом”. |