|
Айгерим Бейсенбаева
Под Новый год, если судить по соответствующим фильмам, все становятся чуточку глупее. Даже самые серьезные и деловитые путают квартиры, города, верят в чудеса и Деда Мороза.
Секрет новогоднего кинохита прост, как рецепт салата оливье. И потому каждый год режиссеры стремятся подать подходящее случаю фирменное блюдо прямо к праздничному столу зрителей. Причин на то, как минимум, три - приблизиться к славе самого главного застольного фильма “Ирония судьбы, или С легким паром”, сыграть на симпатиях зрителей навеселе, ну и, конечно, сорвать новогоднюю кассу.
Режиссер Тимур Бекмамбетов и его команда давно уже пообещали соотечественникам, что будут стряпать по одному фильму в год, аккурат к новогоднему торжеству, и уже третий год подряд выдают порцию праздничного винегрета на экраны страны
Очередной продукт тимуровской команды “Елки”, и правда, похож на винегрет - куча порубленных на мелкие куски историй приправлена новогодним настроением и ожиданием чуда, иногда противоречащим здравому смыслу. Вероятно, по мнению создателей, легкий жанр новеллы придется зрителю, уставшему за год от увесистых и глубокомысленных фильмов, как нельзя кстати. И потому сюжет картины сшит из множества лоскутков-новелл, чисто символически объединенных единой идеей и сотовой связью.
Сюжет на слух (и в рекламном ролике картины) представляется очень даже привлекательным. Маленькая девочка, воспитанница детдома, позволила себе опрометчивую неосторожность в беседе с ровесниками, проще говоря, выдумала, что президент Медведев ее папа. “Добрые” ребятишки попросили предъявить доказательства довольно изощренным способом - попросили девочку сделать так, чтобы ее отец в новогоднем обращении произнес специальную кодовую фразу, иначе “дочери” президента с детским максимализмом объявляется бойкот до конца жизни. Девочке остается только положиться на чудо. Ну и на хитрую систему шести рукопожатий, согласно которой все люди на земле связаны друг с другом через шесть рук. Телевизионный бой курантов и звон бокалов шагает по стране, начиная с Владивостока, а в это время система начинает действовать совершенно фантастическим способом, объединяя людей и истории в самых немыслимых сочетаниях.
Как уже говорилось, зрителю предлагается настоящее ассорти из историй. Вот вечно занятой командировочный в исполнении Ивана Урганта, который не видит свою невесту по полгода, а тут вдруг выясняет, что летит в одном самолете с соперником. Или, к примеру, история старой девы, которая под Новый год решила во что бы то ни стало нагадать себе супруга, “и чтобы на руках носил”. Романтичный вор (Артур Смольянинов) выходит на свободу с нечистой совестью и в милицейской униформе и идет учинять добро на улицах города (и, в частности, в отделе сотовой связи, упомянутом как бы случайно в исполненных благородства рекламных целях). Или вот паренек-таксист мечтает как-нибудь подвезти звезду, и другой студент, вешающий девушке через Интернет лапшу на уши при помощи хитрой системы тропических декораций...
Идея поначалу кажется очень даже интересной, но на деле оказывается, что новеллы, предполагающие непредсказуемую развязку, на самом деле предсказуемы в финале либо не интересны изначально. По-настоящему трогающей новогодней истории, как та, всем известная, классическая, в которой Он продает свои часы, чтобы купить Ей гребень для длинных волос, а она продает волосы, чтобы купить к Его часам цепочку, такой, конечно, нет. А жаль. Чего только стоят местные, раскатывающие по лестничным пролетам придурковатые лыжник и сноубордист, представляющие реальную угрозу для соседок пенсионного возраста. Или “приглашенный гость” из дружественной южной страны, фанатеющий по фаст-фуду. В картине множество персонажей, от отсутствия которых фильм стал бы только лучше.
Вообще, корни идеи о множестве небольших историй, связанных одной нитью, лично мне видятся в одной известной социальной сети, пиаром которой грешит данный режиссер.
И, конечно, чувствуется влияние британской рождественской комедии “Реальная любовь”. Там незнакомые люди, так же, как и в “Елках”, выясняют отношения в аэропортах, одинокие используют корпоратив как последний шанс найти любовь, малолетние дегенераты мечтают о своих мелких никчемных безумствах, любовные треугольники начинают играть всеми гранями. И все герои, начиная от маленького мальчика, играющего на барабанах, до премьер-министра Великобритании, связаны друг с другом цепью незначительных историй и родственных и дружеских связей. Все это легко и ненавязчиво.
Что никак нельзя сказать про бекмамбетовские “Елки”, в которых герои притянуты друг к другу за уши, а истории, за редким исключением, надуманы. Пара удачных идей (в том числе и финальная развязка) чудесным образом вытягивают весь фильм, и это, пожалуй, единственное волшебство во всей картине. Пожалуй, не всегда спасают ситуацию и созвездия российских артистов. В картине заняты Сергей Гармаш, Сергей Светлаков, Иван Ургант, Артур Смольянинов, Екатерина Вилкова, Виктор Вержбицкий, Александр Домогаров (младший) и самый младший Пресняков. Есть даже Вера Брежнева в роли самой себя. Но это, как уже говорилось, не аргумент.
И, казалось бы, все ингредиенты для новогоднего винегрета в наличии, но продукты не всегда качественные. Шутки не всегда смешные, персонажи не всегда интересные, истории занимательные только через одну. Зато идею фильма можно очень увлекательно пересказать не видевшим картину друзьям. |