|
Жанар Секербаева из Москвы
Кира Муратова на кинофестивале 2 in 1 в Москве рассказала о своем творчестве. На мастер-классе она внимательно слушала все вопросы и была открыта для дискуссий, хотя не очень любит говорить при вспышках фотокамер. Как оказалось, она согласилась приехать в Первопрестольную потому, что долгое время отказывалась принимать участие в кинофестивалях и практически никуда не выезжала из Одессы
- Как Вы работаете с актерами? У Вас снималась Нина Русланова, как нашли с ней общий язык?
- Общение началось не на съемочной площадке, а задолго до того. Она просила даже, чтобы я показала, как бы я исполнила роль. Текст сценария при прочтении воспринимался ею и многими, как текст патетический, трагический, а мне хотелось исполнения его в танцевальной манере.
Вообще, если меня не просят сами актеры, то стараюсь их не предуведомлять о главном, потому что актеры, профессиональные и непрофессиональные, подобно всякому живому существу, таят в себе то индивидуальное, чего ты не знаешь. И если сразу сказать, что я хочу какой подтекст, человек будет стараться угодить режиссеру, самое интересное зажмет, а я жду сюрприза.
Люблю снимать комбинированно, актеров и неактеров вместе, они мешают друг другу, топорщатся, у них уходят мозоли, снимается защита и раскрывается помимо их профессионализма человеческое.
Даже когда два замечательных актера высокой школы играют вместе сцену, я могу восторгаться, плакать, но обычно это в чужих фильмах. В своей картине ты репетируешь, действие происходит многократно и уже испытываешь раздражение, ведь два профессионала легко друг к другу приноравливаются, и получается, что это слишком искусственное.
Каждый режиссер хочет выстроить свой замкнутый мир и пытается туда заманить людей, чтобы они вошли и поверили. Смотрю фильмы, где функционируют персонажи: брат и сестра, мать и дочь, и мне часто верится с трудом. Нужно больше, чем анкета, нужен труд от души. Ищу схожесть, которая бы наводила на убеждение, что это действительно так. Легче всего привести в пример фильм “Три истории”, в средней новелле есть мать и дочь - Рената Литвинова и Саша Свенская. По сценарию они не виделись всю жизнь, и, более того, дочь оставит мать, потому что та бросила ее в роддоме. Мне хотелось, чтобы это были не только две женщины, которые сошлись в сцене и играют роли. Мать постепенно замечает в ребенке, не видевшем никогда отца, что она так же, как он, наклоняет голову, так же усмехается. Привычки, которые передались генетическим способом, и это очень любопытно. Поэтому я думала: что же сделать такое, чтобы они были интересными для меня, а значит, и для кого-то еще. Мать и дочь в фильме - обе блондинки, им нравится красить волосы в белый цвет, носить красные платья, у них так это было заложено, хотя они никак не соприкасались в жизни до встречи.
|
Кира Муратова:
“Каждый режиссер строит свой замкнутый мир и пытается заманить туда людей” |
Я рада, что Сашу Свенскую называют моей визитной карточкой. Есть еще Кушнир, Карасев и другие. Они не кинозвезды, а мои звезды. Саша - лифтер, которая продолжает быть лифтером. Сейчас она вышла на пенсию, и внешность ее изменилась в худшую сторону. Вероятно, со временем она станет еще хуже и тогда приобретет новую выразительность, в которой будет вновь интересна. Так бывает у профессиональных актеров и людей.
- Вы сердитесь на актеров?
- На людей из массовки могу рассердиться. Бывает, что человек пришел в первый раз и начинает мне мешать, капризничает. Я говорю в таком случае: “Уйдите, пожалуйста, не могу с вами сосуществовать”.
На Нину Русланову я часто сердилась, она любила всех разозлить. Русланова очень волнуется, для такого профессионализма - удивительное сочетание. Тем не менее ей казалось, что она не сыграет, что в этот раз не получится, и, чтобы возгореться, как машине завестись, ей нужно избрать жертву - гримера, ассистентку, не важно - и начать экзекуцию. Рождался конфликт. Так было в фильме “Познавая белый свет”, где она играла с неактером Сергеем Поповым и по этому поводу делала замечания, придиралась со страшной силой - чтобы возбудить себя и взлететь, как ракета. Иногда она перекидывала агрессию и на меня, что меня доводило. Особенно на “Коротких встречах”. Это ее органическое свойство долго присутствовало, она его потом сдержала и забила внутрь себя, когда ее стали меньше снимать. Она слишком раздражала режиссеров.
У некоторых актрис рождение образа при всем высоком профессионализме похоже на роды с криками, истериками, болью. Иногда доходит до глупости, актеры становятся детьми, наступает ограниченность. Нина Русланова обвиняла гримершу в том, что она капает ей в глаза ядовитые капли. Это безумие! Во второй половине своей карьеры Нина Русланова взяла себя в руки, начала сдерживаться.
- Вы испытываете раздражение от критики?
- А как же, я же живая! Должна сказать, что мне нравится читать статьи, не общаясь с критиками, нравится заочное знакомство. Не люблю критиков, которые просто хвалят. Интересно читать тех, кто выстраивает свой мировоззренческий мир, когда обнаруживаю какие-то вещи, которые интересны мне. Хочется, чтобы и ругали, и хвалили кратко!
- Расскажите, как Вы нашли детей для фильма “Мелодия для шарманки”.
- Это стандартный путь, не знаю, как другие делают. Есть на “Мосфильме” и в актерских агентствах база, где можно найти кандидатуру, но мы таким путем не шли никогда. Он приводит к штампам, и ничего продуктивного не получается. Мы начали поиск в Одессе, к нам приходили дети, и мы выбирали. Многие не подходят на роли по сценарию, есть дети очень чувствительные, нервные, они не выдержали бы съемку - это болезненный для всех процесс. Должна сказать, в частности, Елена Костюк понравилась сразу, но она была стандартна в своих проявлениях по отношению к кино, ей хотелось играть принцессу в красивом платье, с локонами, и ее как-то отпугивала роль. Она иногда кривлялась, и мы ей сказали тогда, чтобы она уходила. Елена ушла и была страшно травмирована. Мы продолжали поиск актрисы, но никого не нашли и снова позвали девочку. Когда она вернулась, с ней произошли психологические трансформации, ушли амбиции.
Дети - замечательные актеры, они такие же, как взрослые, но лучше - ребенок серьезно относится к роли. Профессионалов иногда опошляет жизнь, делает слегка циничными. Очень важно для непрофессионала - он должен получать удовольствие от процесса, должен страстно захотеть играть.
- Вы не любите хеппи-энд?
- Очень люблю, когда это возможно. На вопрос не могу ответить, это, скорее, рассуждение. Не вижу другого подхода, решения. Мы все смертные, какой уж тут хеппи-энд, но допустимо на время отвлекаться от подобной мысли.
- Как появился сценарий “Мелодии для шарманки”?
- Он принадлежит Владимиру Зуеву, живущему в Киеве. Я с ним знакома очень давно, мы даже написали вместе сценарий “Внимательно смотрите сны” в давние идеологические времена. Но его не пропустили.
Владимир недоучился на сценарных курсах, ушел из кино, затем погрузился в церковную жизнь, писал жития. Мы с ним очень редко соприкасались. Как-то он дал почитать сценарий, он мне не понравился, я подумала: все, мой друг исписался. И вдруг дал сценарий, который безумно понравился. Он написал его очень литературно, там все было невизуально, например, “он подумал, он почувствовал” - это надо переводить на киноязык, визуализировать, аудиолизировать, чем мы с Евгением Голубенко и занялись. Основательно переписали текст. Реакцию Зуева на фильм не знаю, он ничего не говорил.
Рената Литвинова называет сценаристов людьми загробного мира в кино, они есть, и они первоисточник, но когда делают кино, о них забывают. “Есть актеры - для публики, есть режиссер - для продвинутой публики, оператор - это неинтересно, а сценарист - неужели такой был?” - обычно так размышляют люди. Владимир Зуев однажды лишь пришел на съемки и говорил с Евгением Голубенко. Оказывается, он спросил, будем ли мы указаны как его соавторы. Мы не указали наши фамилии.
- Почему понравился такой сценарий?
- По контрасту с предыдущими фильмам. Люди, дающие почитать сценарий, обычно ориентируются на твою предыдущую работу. Мне вообще после того, как занимаюсь одним, хочется противоположного, после кислого хочется десерта. После картины “Два в одном” с психологически-эротическими извивами, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, появилась “Мелодия для шарманки”. Фильм для себя я называла “Холод, голод, две сиротки”, где нет никаких извивов, все прямо и очень просто. Вы ждали развлечений, но ничего не получили. |