|
Айгерим Бейсенбаева
Недавно в одном из кинотеатров Алматы прошла премьера картины казахстанского режиссера Жанабека Жетируова “Записки путевого обходчика”. Фильм режиссера Жетируова является призером многих международных фестивалей, но широкому кругу казахстанских зрителей картина демонстрируется впервые.
Режиссер Жанабек Жетируов, ранее работавший в документальном кино, в своей дебютной художественной картине рассказал историю жизни слепого старика, живущего на затерянном в степи железнодорожном полустанке. Слепой старец, который между тем видит больше, чем зрячие люди. Эта картина - своеобразная восточная притча - была названа многими критиками по-настоящему гуманным посланием зрителю
О фильме “Записки путевого обходчика” рассказал
режиссер и продюсер картины Жанабек Жетируов:
- Расскажите, как Вы пришли к созданию картины “Записки путевого обходчика”? Ведь до этого Вы снимали в основном документальное кино.
- Да, это моя первая полнометражная художественная картина. До этого я снимал только документальное кино: создал более тридцати картин, рассказывающих о жизни великих казахстанских полководцев, поэтов, музыкантов.
Мне повезло, что я снимал фильмы именно в постперестроечное время, когда мое творчество было действительно нужно. В сфере художественного кино тогда был застой, а мои фильмы, документальные, были нужны государству. Казахстанский народ только что обрел независимость, и нужно было укрепить самосознание людей, пробудить интерес к истории и культуре страны. Потому я как документалист был востребован в отличие от коллег по цеху.
Желание снять художественный фильм появилось давно. И дело здесь не только в том, что это возможность в полной мере выразить себя, но и в том, что документальное кино не рассчитано на большой круг зрителей. И его не покажешь, допустим, зрителю в другой стране.
И вот, как только появилась возможность снять художественное кино, я, конечно, сразу же взялся за это дело.
Сценарий к фильму “Записки путевого обходчика” я написал более десяти лет назад. В то время киностудия “Казахфильм” практически не функционировала, там почти ничего не снималось. И тогда, естественно, снять такой фильм было невозможно.
К тому же я до этого снимал только документальное кино, и потому работу над художественным фильмом мне долгое время не доверяли. А когда, наконец, дошла очередь до моей картины, мне выделили средства только на короткометражный фильм - 26 минут. И не на пленке, а на видео. К тому времени я снял уже тридцать пять картин на видео, и мне, конечно, это было уже не интересно. Все возможности видео я уже исчерпал и хотелось поработать с пленкой.
В итоге мы решили сэкономить на чем-нибудь и взяться все-таки за пленку. Причем работать пришлось с черно-белой. У меня впоследствии часто спрашивали, специально ли я снимал на черно-белую пленку, и был ли в этом заложен какой-то смысл? Ответ проще, чем можно подумать, - на цветную у нас просто не хватило средств.
Я работаю на киностудии уже почти двадцать лет, и поэтому съемки фильма и организаторская работа, производство для меня особых трудностей не представляли. Конечно, приходилось экономить на всем. И съемочный процесс был очень коротким. Сейчас это нормальное явление.
- В картине чувствуется авторский взгляд...
- Это мои собственные детские воспоминания. В картине отразилось мое детское мироощущение. Сам я вырос на железнодорожном полустанке. Жили, засыпали и просыпались под стук колес, под гудки проходящих мимо поездов. Наши отцы работали на железной дороге - это был единственный источник средств для существования. Во многом мир мы познавали тоже только через железнодорожные пути.
Эту идею я действительно нес в себе всю жизнь. Поэтому картина мне очень дорога. Я попытался отразить в ней все, что меня беспокоило, все мои переживания.
Моя картина о пожилом человеке, который остро чувствует все явления действительности, видит все, несмотря на то, что незряч.
Недавно мне рассказали, что кто-то увидел в этом политическую подоплеку, то есть мой старик - это оппозиция
(смеется). На самом деле ничего такого, конечно, не задумывалось.
- Значит, картина в какой-то мере автобиографична?
- Да. Конечно, главный герой - слепой старик - персонаж вымышленный, аллегоричный. Но первоначальная идея включала в себя развитие истории маленького мальчика, который бы в какой-то мере привнес в картину еще больше автобиографичности. Но потом об этой линии повествования пришлось отказаться. Опять же по причине нехватки времени и средств.
- Как Вы подбирали актеров на роли в картине?
- Когда я писал сценарий к фильму, я думал, что главную роль в картине сыграет Сабит Оразбаев. Позднее я показал ему свои документальные фильмы, дал почитать сценарий - ему понравилось, но по причине болезни он не смог сыграть в моей ленте. Потом я обратил свое внимание на актера Нуржумана Ихтимбаева, который в итоге и исполнил главную роль. Меня, правда, отговаривали от того, чтобы я его снимал, потому что считали, что этот актер не подходит на такую роль.
С остальными актерами получилось по-другому. Так как мы были стеснены в средствах, на остальные роли мы кастинга не проводили. Мы снимали фильм вблизи города Талдыкорган, и все актеры были приглашены из местного областного драматического театра. Большая часть действия снималась на маленькой железнодорожной станции, и в массовке были задействованы местные жители этого населенного пункта.
|
Рабочие моменты съемок |
|
- Расскажите поподробнее об участии картины в международных кинофестивалях.
- Работу над картиной я завершил в 2006 году. И сразу же представил ее на Международном кинофестивале “Евразия” в рамках Центрально-Азиатского конкурса. Там моя картина получила Гран-при. Конечно, многие говорили тогда, что приз наш фильм получил потому, что я казахстанец. Были такие отзывы. Зато сами члены жюри потом, после фестиваля, сказали мне, что моя картина была действительно на порядок выше остальных и конкурентов, собственно, у меня не было.
Потом нас пригласили в Италию на Международный кинофестиваль в Турине, где наша картина завоевала сразу четыре награды - приз Международной федерации кинопрессы, ФИПРЕССИ, второе место в номинации “Лучший сценарий” и приз зрительских симпатий с формулировкой “За лирическое отображение взаимосвязи трех поколений, с ностальгическим взглядом на прошлое”.
В Турине критики мою режиссерскую работу сравнивали с творчеством Джона Форда, и, когда я говорил, что мой, так сказать, духовный наставник - Феллини, они удивлялись, так как не видели сходства. Где бы я ни представлял свою картину, везде мне выражали восхищение после просмотра картины, многие подходили после сеанса, благодарили.
- Значит, на очередной фестиваль Вашу картину приглашали, увидев ее на предыдущем?
- Да, так и было. На одном из фестивалей нашу картину увидел отборщик кинофестиваля “Верное сердце”, который проводится по инициативе мэра города Москва. Это идеологический фестиваль, направленный на сохранение христианских традиций и решение проблем семьи и детей. В России эта проблема очень острая. На этот фестиваль моя картина попала даже без предварительного просмотра.
Худсовет по разным причинам не смог посмотреть и оценить фильм, но все равно картина “Записки путевого обходчика” была приглашена участвовать в конкурсной программе. Из-за нашей картины не был вовремя выпущен каталог мероприятия, но, несмотря на все это, лента получила Гран-при фестиваля и Гран-при за лучшую мужскую роль.
Я со своей картиной объездил почти весь мир, и наш фильм был показателем того, что Казахстан развивается. Там, где жизнь движется вперед, только там снимается кино. |