Ульяна Арсеньева
Гран-при фестиваля “Евразия” завоевал кыргызстанский фильм “Свет-аке” Актана Арыма Кубата. Приз за лучшую мужскую роль получил Андрей Мерзликин, а за лучшую женскую роль Дарья Горшкалева. Пелина Эсмера, снявшего турецкий фильм “С 10 до 11”, наградили за режиссерскую работу
Картина “Свет-аке” была показана еще в рамках официальной внеконкурсной программы “Двухнедельник режиссеров” в Каннах. В создании этого фильма принимали участие зарубежные специалисты - продюсеры Чедомир Колар и Карл Баумгартнер.
Колар - обладатель премии “Оскар” в номинации “Лучший зарубежный фильм” за картину “Ничья земля”. Актан Арым Кубат уже сотрудничал с Коларом во время съемок работ “Бешкемпир” и “Маймыл” - в 1998 и в 2001 году. Карл Баумгартнер снимал картины совместно с Эмиром Кустурицей, Ким Ки Дуком и Сергеем Бодровым. Кинокритик Гульбара Толомушева назвала фильм Арыма Кубата “культурным событием номер один для Кыргызстана”. С этим сложно не согласиться, особенно на фоне политических событий страны.
Основной конкурс был представлен работами и из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Татарстана (России).
|
Диплом “Особое событие” |
“Труднее всего было с казахским кино, - рассказывала арт-директор кинофестиваля Гульнара Абикеева. - На конкурс приходили этномюзиклы, комедии не совсем профессионального качества”. Тем не менее за Гран-при боролись два фильма - “Сказ о розовом зайце” Фархата Шарипова и “Заблудившийся” Акана Сатаева. В настоящее время актер фильма “Заблудившийся” Андрей Мерзликин занят в новом проекте. “Я приехал из Германии, - рассказывал он, - где снимался у немецкого режиссера на студии “Икс фильм” в проекте “Четыре майских дня”. Снялся в истории, затрагивающей проблему последних дней Великой Отечественной войны. Есть возможность увидеть, как работают коллеги за рубежом, действительно, ощутима и разница.
Европейский кинематограф отличается простой вещью - велосипед, который мы изобретаем, на нем все давно успешно ездят, иногда даже джигитовкой занимаются, а мы изобретаем кинематограф. Нужно рассказывать про себя, про то, что у тебя болит, и тогда кино будет искренним и удачным. Доказывать что-то зрителю, критикам - это приводит к коллапсу. Мои партнеры от российской стороны - Алексей Гуськов и Григорий Добрынин, лауреат премии в Берлине за главную мужскую роль в фильме “Как я провел этим летом”.
|
Гран-при фестиваля - фильм “Свет-аке” режиссера Актана Арыма Кубата |
Вне конкурса зрители увидели короткометражки молодых казахстанских авторов. А в программе “Динамично развивающееся казахское кино” можно было посмотреть такие картины, как “Прыжок Афалины”, “Обратная сторона”, “Другой берег”, “Келин”, и другие. Казахстанское кино становится более разножанровым. Отечественные режиссеры и продюсеры обращают внимание уже не только на исторические и патриотические сюжеты (которые заказывает государство), но и на темы из нашей современной жизни: о молодых людях, одиночестве, борьбе за место под солнцем.
Президент АО “Казахфильм” Ермек Аманшаев неоднократно подчеркивал, что отечественные картины занимают 7 процентов в общем объеме кинопроката, в то время как в 2008 году их было всего 3 процента. Помимо показа фильмов на “Евразии” состоялся рынок проектов. Среди них, к примеру, есть фильмы “Возвращение в “А” Егора Кончаловского, “Нереальная любовь” Амира Каракулова, “Жангир” Розы Орынбасаровой (по сценарию Олжаса Сулейменова), “Ликвидатор” Акана Сатаева.
|
Делегация французских актеров |
Нужно отметить, что на рынке кинопроектов были представлены детские фильмы и анимационный мультфильм.
Кевин Костнер - главный герой на закрытии “Евразии” - примет участие в одном из казахстанских проектов. “Проект называется “Мын бала”. Это история, режиссером которой должен выступить режиссер Акан Сатаев”, - сообщил Ермек Аманшаев. Также мы узнали, что режиссер Павел Чухрай будет снимать новый фильм в Казахстане.
|
Российские звезды |
В завершение нужно особо отметить I фестиваль французского кино, который состоялся в рамках “Евразии”. В 2011 году его планируют провести отдельно - в апреле-мае. Киноманы смогли увидеть картины “Человек и его собака” с Жаном Полем Бельмондо (он снялся в кино после шестилетнего перерыва), грандиозную работу “Океаны” Жака Перрена и Жака Клюзо (ее снимали 4 года), “Дикие травы” Алена Рене, “Генсбур. Любовь хулигана” Жоана Сфара.
Призы фестиваля
* Приз жюри FIPRESCI (Международной федерации кинематографической прессы) получил фильм Актана Арыма Кубата “Свет-аке” (Кыргызстан).
* Приз жюри NETPAC (Сети по продвижению азиатского кино) получили сразу два фильма - “Волосы” режиссера Тайфуна Пирселимоглу (Турция) и “40-я дверь” режиссера Елчина Мусаоглу (Азербайджан).
* Диплом “Особое событие” от дирекции VI МКФ “Евразия” получил китайский фильм “Гульбике” режиссера Ершата Яхфу, снятый казахской диаспорой Синцзяня.
* Приз от дирекции VI МКФ “Евразия” “За вклад в мировой кинематограф” был вручен голливудскому актеру, режиссеру и музыканту Кевину Костнеру
* Особое упоминание Международного жюри - диплом “Открытие нового имени” достался актрисе фильма “Бибинур” - Резеде Халиуллиной
* Приз за лучшую мужскую роль был вручен актеру Андрею Мерзликину за роль в фильме “Заблудившийся” (Казахстан)
* Приз за лучшую женскую роль был вручен актрисе Дарье Горшкалевой за роль в фильме “Гастарбайтер” (Россия)
* Приз за лучшую режиссерскую работу получил турецкий режиссер Пелин Эсмер за фильм “С 10 до 11”
* Гран-при за лучший фильм была удостоена кыргызская картина “Свет-аке” режиссера Актана Арыма Кубата |