|
Айгерим Бейсенбаева
Израильский режиссер Сергей Шафир приступил к съемкам третьей части документального цикла “Уроки польского”. На страницах “НП” мы рассказывали о предыдущих картинах режиссера, повествующих о жизни польской диаспоры в Казахстане.
Героями нового фильма, как и прежде, являются учительница польского языка одной из алматинских школ Марта Зелинска и ее воспитанники
Уроки пани Марты, прививавшей ученикам любовь к языку, литературе и истории польского народа, нашли художественное отражение в картинах режиссера Сергея Шафира. К началу съемок третьей ленты интересные занятия пани Марты подошли к своему логическому завершению - воспитанники окончили школу и получают аттестаты.
Несмотря на то, что уроки польской учительницы закончились, режиссер не спешит прощаться с полюбившимися персонажами. По замыслу автора, новый фильм будет основан на эпизодах, связанных с вручением польских аттестатов, последним звонком и прощанием учительницы со своими воспитанниками.
Формат уроков польского в картине позволил режиссеру Сергею Шафиру в интересной и познавательной форме подать довольно сложный исторический материал. В новой же ленте режиссер постарается осветить современные реалии жизни польского народа в Казахстане - политические, экономические аспекты, общественные вопросы, то есть темы, которые не вписывались в учебную программу пани Марты.
В Казахстане проживает многочисленная польская диаспора и функционирует множество культурных центров, о работе этих организаций помимо всего прочего и планирует рассказать режиссер.
В фильме, по словам автора, на этот раз не будет исторической составляющей, но то, что ученики получают аттестаты и некоторые из них после этого едут продолжать обучение в Польше, тоже элемент истории. И потому уроки польского еще не окончены.
- Третью картину, как и предыдущую, субсидирует общество “Вспульнота Польска”, работающее с проектами диаспоры, - рассказывает режиссер Сергей Шафир. - Президент общества Мачей Плажиньский встречал меня во время моей поездки в Варшаву, когда я готовился к съемкам второй картины. Он немало поспособствовал созданию фильма.
Господин Плажиньский трагически погиб в крушении президентского самолета под Смоленском весной этого года. Третий фильм “Уроки польского” посвящен его памяти.
|
Когда уйдем со школьного двора... |
Впервые в моей практике мы создаем фильм совместно с телевидением - 7-м каналом Астаны. Телеканал нам выделил машину, оператора, все это, конечно, ощутимое подспорье. Для них это, скорее, имиджевый проект, так как кинодокументалистика - это не рейтинговая программа.
Поскольку в этой картине я затрагиваю вопросы общества, политики и экономики, передо мной в самом начале встала задача, как подать эту информацию в рамках фильма. Это не телепрограмма - фильм все-таки предполагает не только познавательность, и информация не должна подаваться скучно.
Поразмыслив над вопросом подачи, я решил снять своеобразный фильм в фильме. Этот подход позволяет сочетать сухие данные со своеобразной развлекательной составляющей. В сюжете у меня выпуск 7-го канала, посвященный польской диаспоре.
Идет спецвыпуск с новостными отбивками, с речью диктора. Таким образом, я сумел связать все интервью с польскими экономическими, политическими и общественными деятелями, которые хотел включить в картину. Кроме того, экономические и культурные сюжеты.
С одной стороны, это интересная картинка - аппаратная, диктор и так далее, с другой - этот подход позволяет мне не растекаться по древу. Одно интервью сменяется комментариями к нему другого специалиста - жанр репортажа предполагает стремительность повествования.
Этот год посвящен 200-летию польского композитора Шопена, в связи с чем проходит большое количество интересных культурных событий, концертов и фестивалей классической музыки. В частности, в Петропавловске прошла отличная выставка детского рисунка, посвященная музыке Шопена. Двое музейных работников, работавших с данной выставкой, получили награды посла за вклад в культуру. Все это мы сняли для нашего фильма.
В кинодокументалистике чем меньше бюджет, тем больше фантазии приходится проявлять режиссеру. Небольшой бюджет картины заставил Сергея Иосифовича направлять течение сюжета таким образом, чтобы и сохранить идею, и уложиться в бюджет. По этой причине режиссеру пришлось освоить профессию оператора, что, по мнению автора, пойдет только на пользу фильму.
- Во время подготовки третьего фильма я уже не сталкивался с проблемами поиска материала. Это связано с тем, что все делалось в полном контакте с польским посольством, которое просвещало меня по поводу всех мероприятий. Сотрудники посольства снабжали меня всей необходимой информацией.
Первому секретарю Посольства Польши в Республике Казахстан Павлу Есса я бы хотел выразить особую благодарность. В конце мая он мне сообщил, что планируется поездка в Петропавловск на торжественную мессу, посвященную столетию католического храма. Вместе с тем должно было состояться награждение музейных работников. Все это было очень кстати, и интересно было включить сюжеты об этом в фильм. Я сопровождал сотрудников посольства во время поездки и набрал огромное количество материала.
Все экономические, общественно-политические события, которые я застал, должны органично вписаться в картину, дополняемые историей моего польского класса. В картине будет звучать музыка Шопена и обязательно продемонстрированы прекрасные рисунки детей, будет прощание пани Марты с воспитанниками - слезы радости, печаль по поводу расставания, польские танцы, костюмы. Должно получиться интересно. Звуковой и зрительный ряд призван держать внимание зрителя на протяжении всего фильма.
Конечно, в новой картине трогающих душу эпизодов меньше. Моменты же с классом Марты должны уравновесить официальные части фильма. К сожалению, это завершающая картина - цикл на этом заканчивается.
|
Рабочие моменты съемок |
Кинодокументалистика - очень сложный жанр, и труднее всего во время съемок картин, по словам режиссера, было найти подход к спорным моментам.
- В этом была вся сложность. Все, что связано с историей и с такими трагическими событиями, как депортация, полно противоречий. Некоторые моменты истории действительно неоднозначны. Те данные, что были предоставлены мне вначале, показались чересчур запутанными, там слишком много всего было намешано.
Больше всего сложностей было в самом начале работы над первой картиной. Тема депортации была непростым вопросом. И даже встреча с поляками не прояснила ситуацию, так как пожилые люди, ставшие очевидцами этих событий, приехали сюда маленькими детьми и, конечно, не осознавали всего трагизма ситуации. Вопрос был многогранный, и охватить его в рамках одного фильма было сложно. Тут на помощь пришла пани Марта со своим классом. И мы смогли подать всю информацию в рамках уроков.
Вторая картина была снята уже при содействии польской стороны. Я поехал в Варшаву и встретился с польскими культурными деятелями, посетил музеи, посмотрел фильмы. Это способствовало более глубокому пониманию темы. Посольству понравилось, что я подошел к освещению исторических событий в своем фильме очень тактично.
Когда бывший первый секретарь посольства Польши Анна Вальчак увидела картину и поняла, что в фильме удалось обойти все острые углы, она устроила просмотр для школьников.
Ей была интересна их реакция - один из маленьких зрителей сообщил, что после просмотра картины ему захотелось узнать больше об истории Польши. Больше мне, как режиссеру, ничего не нужно было, лучшей оценки и не придумаешь.
Режиссер Сергей Шафир настолько проникся темой польской истории, что по завершении проекта “Уроки польского” планирует вернуться к исторической теме и снять картину, посвященную революционеру Адольфу Янушкевичу:
- В первой картине мы упомянули революционера Адольфа Янушкевича, человека интересной, но трагической судьбы. Он пробыл в ссылке в Казахстане 25 лет и оставил после себя серию этнографических записок - писем на родину, в которых было замечательное описание жизни и быта казахов времен Абая Кунанбаева. Сейчас мы совместно с первым секретарем Посольства Польши в Республике Казахстан Павлом Есса, который по образованию является этнографом, работаем над проектом, посвященным жизни Янушкевича. Это будет международный проект. |