|
Айгерим Бейсенбаева
Принц бежит по отвесной стене, прыгает с одной деревянной балки на другую, раскачивается на натянутых бельевых веревках, сигает вниз из окон восточных башен на фоне живописной городской панорамы, взлетает наверх, словом - проявляет настоящие чудеса эквилибристики.
Фанаты компьютерной игры судорожно сжимаются в креслах кинозала. Пальцы пытаются нащупать в темноте клавиатуру, и - Up, потом сразу Down!
Большая диснеевская премьера - фильм “Принц Персии: пески времени”, снятый режиссером Майком Ньюэллом по мотивам культовой игры, рассчитан в первую очередь на игровую аудиторию, для которой персонаж за многие годы увлечения компьютерной бродилкой стал едва ли ни членом семьи
Фанатам игр обычно свойственны либо абсолютный восторг по поводу экранизации, либо полное неприятие. Остальным же зрителям, не проходившим по сто раз все уровни игры, ставшей уже знаковым явлением субкультуры, фильм “Принц Персии” представится просто отличным блокбастером без игровой легенды.
Безымянный в игре персидский принц в фильме обретает приятное слуху казахстанского зрителя имя Дастан. Сказочный сюжет картины знает наизусть любой геймер - вся история крутится вокруг загадочного волшебного артефакта без инструкции к применению.
Смысл легендарной игры не только в отчаянном и самозабвенном рамахивании саблей с целью поразить как можно больше врагов с одинаковыми лицами, но и в ловком перемещении по всяким мудреным архитектурным сооружениям и в решении логических задач.
По этому же принципу строится и сюжет фильма - с помощью хитрости открыть ворота города с крепкими стенами, просчитать ходы врагов, добыть артефакт, опять просчитать ходы, прибыть в определенный пункт назначения и так далее. Задачи сменяют одна другую, и фильм в целом напоминает стандартную бродилку в стиле “найти-принести”. Другое дело, что графика сногсшибательная, окупающая все 150 миллионов потраченных на нее долларов.
Главный герой картины юный принц Дастан в исполнении актера Джейка Джилленхала по сюжету не самого знатного происхождения. Детство будущего принца очень напоминает начало диснеевского же мультфильма “Аладдин”. За отчаянную храбрость и заслуги в сфере “древнего паркура” Дастан был определен во дворец в качестве третьего сына персидского правителя. Спустя годы принц, не смотря на королевский сан, предается простым радостям уличной драки и ведет образ жизни восточного парии.
Приключения начинаются с неверного тактического решения старшего из королевских сыновей - по ошибке захвачен святой город с непроизносимым восточным названием, правительница которого становится добычей захватчиков.
После этого в сюжет включаются придворная интрига и легкая детективная составляющая - некто из приближенных отравил царя. Крайним же назначают приемного принца, которому ничего не остается, как пуститься в бега.
Основообразующим предметом же является кинжал времени, который с помощью специального песка действует как пульт управления временем с перемоткой в прошлое. Несмотря на то, что дальность перемотки во времени ничтожно мала - всего одна минута, ловкому принцу этого бывает достаточно для решения текущих проблем. Помимо заговоров, мятежей, героических схваток и прочей приключенческой мишуры создатели закрепили эффект масштабности проекта батальными сценами, стихийными бедствиями, ударными спецэффектами, в основном с использованием песка, порциями волшебства в лучших традициях “Властелина колец” и, наконец, стандартной необходимостью спасения всего человечества - пресловутый конец всего живого.
Картина приятно удивляет качеством спецэффектов. Конечно, в наше время ими никого не удивишь, но все же панорамы древних восточных городов ввергают зрителя в состояние благоговейного трепета. Все показано динамично и настолько живописно, что того и гляди - с экрана в зрительный зал начнет просыпаться песок. И это без всякого модного сейчас формата 3D.
Сюжет, как водится, слабее картинки, но, так как история практически целиком взята из одноименной игры, придираться к нему мы не будем.
Совсем другое дело - персонажи. Начиная с заглавного героя, большинство персонажей выглядят несколько неестественно.
Актеру Джейку Джилленхалу играть бы меланхоличных интровертов, отпускающих по одной фразе каждые двадцать минут в какой-нибудь интеллектуальной драме, а не бегать с двумя перекрещенными за спиной саблями. Образ могучего восточного мужа писан явно не для него, но, видимо, при всем богатстве выбора голливудских актеров альтернативы ему не нашлось.
Главная женская роль в исполнении Джеммы Артертон тоже не показалась впечатляющей. Более-менее удачными получились образы двух других персидских принцев, несмотря на их чисто европейские лица.
Единственный персонаж, заслуживающий внимания, - это мелкий восточный делец, боящийся налогов пуще смерти. Именно он помог не заскучать во время всех этих постоянно повторяющихся речей про долг хранительницы кинжала и про то, что принц “начал жизнь в трущобах городских”.
Помимо обязательной романтической линии авторы включили небольшой эпизод про семейные ценности, сформировав тем самым настоящее кино для детей от семи до семидесяти лет. И чтобы уж наверняка не срезать рамки целевой аудитории, в картине про головорезов-персов нет ни единой капли крови, а любовная линия главных героев ограничивается одним целомудренным поцелуем.
В целом, проект “Принц Персии” по зрелищности затыкает за узорчатый пояс всех расхитителей гробниц, мумий и прочую компанию и потому просто обречен на дальнейшее развитие. Соперничать с теми же “Пиратами Карибского моря” фильму пока не позволяет отсутствие колоритных персонажей. |