|
Мира Мустафина
Гран-при VIII Алматинского Международного кинофестиваля “Звезды Шакена” получила режиссер Катаржина Росланиец из Польши - автор фильма “Девушки из торгового центра”. Кстати, этот проект - первая полнометражная дебютная работа молодого режиссера
По завершении VIII Алматинского Международного кинофестиваля “Звезды Шакена” с уверенностью можно сказать, что он имел настоящий успех у зрителя.
Конечно, завзятым киноманам было любопытно побывать на ретроспективах из коллекции заслуженного артиста Казахстана Ментая Утепбергенова. Все с восторгом посмотрели картину известного немецкого режиссера Конрада Вольфа “Мне было девятнадцать” и ленту знаменитого польского кинематографиста Станислава Ружевича “Вестерплатте”. Умело составленный ретроспективный показ, на котором раритет, недоступный широкому зрителю, сменялся раритетом. И они оказались одна интереснее другой, так что алматинские киноманы метались в возбуждении между двумя залами в кинотеатрах-мультиплекс Silk Way City.
Конкурсная программа обсуждалась в прокуренных рекреациях с жаром, давно забытым в более пафосных местах и на более помпезных фестивалях. Оно и понятно, фестиваль “Звезды Шакена” был и остается главным событием года в среде алматинской творческой и интеллектуальной молодежи.
В дни фестиваля творческие “стрелки” назначаются в кинотеатрах-мультиплекс, там с одиннадцати утра и до одиннадцати вечера можно застать буквально всех креативных, как сейчас принято говорить, людей Алматы, а также колоритнейших персонажей нашего отечественного кинематографа.
На персонажей, кстати, фестиваль всегда ориентировался сознательно, строя свое пространство вокруг какой-нибудь приезжей знаменитости альтернативно-дразнящего толка, что сразу же прибавляло фестивалю стиля и шарма. В этом году настоящими гвоздями фестивальной программы стали российские звезды: актриса Наталья Варлей, актеры Сергей Гармаш, Эвклид Кюрдзидис, Владимир Епифанцев, Иван Николаев, а также представители жюри: режиссер Андрей Герасимов и известный сценарист и режиссер, обладатель множества наград Ираклий Квирикадзе.
|
Венера Нигматулина и председатель жюри Ираклий Квирикадзе |
Впрочем, и нашим отечественным кинозвездам уделялось внимание не меньше. Например, любимец публики Фара щедро раздавал автографы. По красной дорожке прошел композитор и певец Ерлан Кокеев. В его послужном списке появилась роль любовника супруги мафиози в картине Серика Утепбергенова “Однажды в багажнике”. Народ за ним ходил гуськом. Прогуливался по фестивалю еще один примечательный наш актер Алексей Шемес, прибывший из Москвы, кстати, его можно увидеть сейчас на экранах в нашумевшем фильме Никиты Михалкова “Утомленные солнцем-2”.
“Звезды Шакена” никогда не претендовал на титул фестиваля класса “А”, но почетно занимал отведенную ему нишу международного фестиваля кино молодых. В его конкурсе присутствует все: игровое и неигровое, короткий метр, дебюты, студенческое кино.
Причем составители явно учитывали молодежную направленность фестиваля и радикальность взглядов, которая только приветствовалась в среде алматинских любителей кино.
Очень порадовало студенческое кино. Оказывается, студенты и выпускники различных киношкол и кинокомпаний снимают чрезвычайно разнообразные по тематике и творческому почерку картины. Тут и фильм “Бинго” Тимура Исмаилова, который сделал бы честь любой Би-би-сишной образовательной программе по географии. Фильм - история о трех товарищах по несчастью: цыгана из Молдовы по имени Бинго, русского парня Сергея и чеченца Умара, помогающих друг другу выжить в маленькой сказочной Голландии. И поэтичная, насыщенная как информацией, так и нежностью личной приязни лента “Путешествие с гидом” Бенджамина Фрайденберга. Но острее всего был фильм Роберта Келиннера “Один шаг вперед” о полицейском, раздираемым внутренними противоречиями: отцовская любовь - с одной стороны, а с другой - исполнение служебного долга. Это очень пронзительная лента.
“Один шаг вперед” посвящен мерцающей грани между нормой и ненормой и попытке прочувствовать и понять многообразие человеческой натуры на примере главного персонажа, стоящего перед выбором.
Порадовал фильм выпускника Казахской национальной академии имени Т.Жургенова Серика Абишева “Масло”. Это история молодого человека, который много работал и наконец получил расчет. Проблема только в том, что день был жаркий, а вместо зарплаты выдали масло. И оно начинает таять... На фоне различных киношных и жизненных перипетий, в которых люди нашего сложного времени и... вдруг такой сюжет. То, что фильм снят с большой психологической точностью, лишает ситуацию упреков в надуманности. Авторы сценария - Адильхан Ержанов и Серик Абишев. В главной роли Даурен Касенов.
Неплохой была и конкурсная программа в номинации “Кино молодых”, в которой лидером сразу стал 56-минутный фильм “Афганские женщины за рулем” Сахры Карими. Кстати, это дебют. Да, зрители любят, чтобы было коротко и предельно ясно. Фильм рассказывает о внутреннем мироощущении афганских женщин, решивших сесть за руль. Разный возраст, различные социальные и семейные особенности определяют их мотивы, а главное - желание обучиться вождению автомобиля. Но, по существу, это большой шаг на пути к обретению личной свободы.
Были также весьма любопытные короткометражки, такие как очень светлый и лаконичный фильм казахстанца Артема Ганцева “Сделка” - о золотоискательнице и отшельнице с планеты Сейшен; “Алмаз” Эльнуры Осмоналиевой из Кыргызстана - о мальчике по имени Алмаз с рынка “Дордой”, который победил нищету и безысходность, “Паром Метрополис” испанца Хуана Гатье.
Если оценивать прошедший фестиваль с точки зрения качественного конкурсного показа и цивилизованного обычного международного фестиваля - все в порядке. Все прошло гладко, правильно и на хорошем уровне. Члены отборочной комиссии во главе с историком в области киноведения, теоретиком и публицистом Хансом-Йохимом Шлегелем явили прямо-таки олимпийскую отстраненность от конкурсных показов. А отстраняться было от чего. Кстати, как сообщила журналистам генеральный директор “Звезд Шакена” Венера Нигматулина, в этом году фестиваль был презентован в Стамбуле.
|
Режиссер Катаржина Росланиец |
Преодолев первую растерянность от хорошего качества “молодого кино”, собранного в программе, некоторые из кинокритиков стали обсуждать представленный продукт всерьез - мол, нам с этим дальше жить (наверное, их загипнотизировал слоган членов отборочной комиссии фестиваля, позиционирующий сам кинофорум как “прогноз на завтра”). Принялись рассуждать: современные режиссеры делают попытки найти контакт с аудиторией, и это уже неплохо. Но судьи не пошли на поводу у оправданий. “В оценке фильма я исхожу из его социальной, политической составляющей. Будет ли это кино жить долго - вот что главное”, - сказал председатель жюри Ираклий Михайлович Квирикадзе и тем предвосхитил победу картины польского режиссера - образца достаточно смелого взрослого мастерства. Ученица режиссера Анджея Вайды, Катаржина Росланиец, предлагает 82-минутный фильм о девушках-подростках, которые проводят все свое свободное время, блуждая по торговому центру в поисках богатых спонсоров. Героинь привлекают яркие витрины, сверкающие украшения, дорогая косметика и модные вещи. На фоне жажды поисков богатых спонсоров разворачивается история Алиссии, нежной и утонченной девушки.
Кстати, работа Катаржины Росланиец как раз и есть прогноз на завтра: кино молодых амбициозное, будет жить своей шумной жизнью на своей территории, то есть в молодежной среде.
“Я так полюбила “Звезды Шакена”! - произнесла со сцены главный триумфатор фестиваля Катаржина Росланиец.
- Это фестиваль молодого кино. И я посвящаю свой Гран-при молодым кинематографистам!” |