|
Елена Шеина
Творчество “Квартета И” я оценила во время показа спектакля “День радио”, тогда о коллективе еще мало кто знал. Позднее артисты сняли фильм “День выборов”, а за ним и экранизировали полюбившийся поклонникам театрального жанра “День радио”. Сказать, что оба фильма имели успех у нашего зрителя, это все равно, что не сказать ничего. Я не знаю человека, оставшегося равнодушным к нестандартному творчеству талантливых ребят
Случайно увиденный утром проморолик нового фильма с участием актеров “Квартета И” Леши, Славы, Камиля и Саши “О чем говорят мужчины” поднял настроение на весь день. С нетерпением ждала премьеры, а после просмотра долго не могла собраться с мыслями и определиться с впечатлениями.
На фоне двух первых картин, в которых каждое слово и каждое действие героев вызывали просто шквал искреннего и доброго смеха, а шутки вспоминались еще, по крайней мере, пару-тройку недель и заставляли по-дурацки улыбаться в общественных местах, третья немножко сдала, но все равно осталась очень веселой и оригинальной.
Тот, кто предпочитает хороший юмор и не любит лицезреть на экране полет пластиковых гениталий, бессвязные и бессмысленные сцены и глупо хохочущих героев, действиями которых, главным образом, руководят инстинкты, найдет для себя в фильме много интересного.
Сюжет фильма прост. Четверо друзей решили покинуть душную Москву и прокатиться на концерт “БИ-2” в Одессу. Тем, кто является давним поклонником творчества “Квартета И”, сразу хочется напомнить, что фильм нельзя назвать продолжением или предысторией двух первых картин. Скорее это самостоятельная история, рассказанная совсем в другом стиле. Алексей Барац больше не гей, а примерный семьянин с красавицей женой и двумя прелестными дочурками. Камиль Ларин больше не пьет все подряд и тоже семьянин, правда, не такой примерный - у него есть любовь на стороне. Саша Демидов не дурачок, но все равно на первом месте у него работа, правда, здесь он иногда находит в себе силы от нее отказаться в пользу друзей. Только Ростислав Хаит остается верен своему амплуа и продолжает изображать беззаботного ловеласа.
Ребята отправляются в путь, а так как он не близкий, завязывается разговор на вечные темы. В нашей жизни есть стереотип, что женщины собираются для того, чтобы обсудить шмотки и мужчин, а мужчины - чтобы обсудить автомобили и женщин.
В фильме все по-другому, нет, герои, конечно, вспоминают женщин, но еще в их разговорах есть такие вопросы, как: можно ли изменить собственным детям или жене с продуктами питания, об алюминиевых вилках, Жанне Фриске, о соотношении духовной и материальной пищи и фашистах, живущих внутри тебя и знающих правду.
Когда начинаешь анализировать, то понимаешь, что анализировать в привычном понимании этот фильм нельзя. К примеру, нельзя говорить о сюжете. Его здесь просто нет, но фильм от этого практически ничего не потерял. Просто несколько мужчин едут по дороге, с ними не происходит ничего особенного: вполне обыкновенную ночевку в жутковатой гостинице в Бельдяжках и небольшую аварию вряд ли можно считать чем-то из ряда вон выходящим, все это случалось с каждым из нас.
Весь фильм держится исключительно на диалогах, которые весьма успешно сочетают три атрибута разговорной комедии - интересные темы, увлекательных персонажей и много юмора. К слову, конца у фильма тоже нет. Каждый из героев просто приходит к своей завершающей партии. Отсутствие кульминационного момента, правда, не делает фильм более привлекательным для зрителей.
Все главные герои просто неподражаемы. Чувствуется, что ребята - профессиональные театральные актеры. На экране они абсолютно не переигрывают. У каждого из них есть какая-то своя, присущая только ему харизма, которая делает их героев еще реальнее и ближе к обычному зрителю. Правда, жаль, что в фильме не нашлось чуть больше места для Нонны Гришаевой, думаю, что с ней фильм был бы интереснее.
Картинка на экране - это то немногое, что нельзя отнести к плюсам фильма (хотя я себя убеждаю, что картинка в этом жанре мало что играет). Несмотря на то, что все кадры яркие и красочные, не хватает динамики, разнообразия и напряженности, всего того, что так выигрышно выделяло два первых фильма. Все происходящее немного напоминало игру на театральной сцене, иногда даже казалось, что фильм необязательно смотреть - можно просто закрыть глаза и слушать.
Несмотря на это, благодаря изрядной доле юмора фильм невероятно легок для восприятия. В шутках “Квартета И” нет привычной пошлости, которая стала в последнее время окружать нас во всем, они легко воспринимаются, они очень близки к нашей жизни. Именно это заставляет нас не оглушительно смеяться, а, может быть, просто улыбаться, понимая, что в этой шутке ты разглядел себя, а в этой жену или товарища.
“Квартет И”, всегда непреднамеренно поднимает в своих произведениях наиболее актуальные проблемы: выборы, “кухню” масс-медиа, а теперь и наши взаимоотношения. Как говорится, бессмысленно искать смысл в комедиях, нужно просто смеяться, но в фильме “О чем говорят мужчины” смысл определенно есть.
По сути, фильм - это простая ирония о нашем с вами обществе, в котором безжалостно показывается отношение народа к современному искусству и проскальзывает мысль, что лучше съесть шашлык в придорожной забегаловке, чем дефлопе во французском ресторане. Герои легко узнаваемы, они так же, как и мы, переживают за свои семьи, делятся воспоминаниями о несбывшихся мечтах, представляют себе, какими они могли бы стать, и думают, как же сера их сегодняшняя жизнь.
Это фильм о серьезных вещах, которые так любят обсуждать в киноклубе Олега Борецкого после просмотра очередного шедевра арт-хауса, только “Квартет И” решил показать нас с юмористической стороны, и это выглядит куда приятнее и в то же время поучительнее. Ведь нам всегда нравится больше смеяться, чем плакать. И это аксиома, не требующая доказательств, и если кто-нибудь спросит меня, почему, то я обязательно отвечу фразой из фильма, которой герои охарактеризовали женскую логику: “Потому что!”. И этим все сказано. |