|
Айгерим Бейсенбаева
Когда один известный английский джентльмен снимает фильм про другого известного английского джентльмена, результат должен получиться органичным. Во всяком случае, сами англичане уверены, что передать атмосферу туманного Альбиона под силу только истинному сыну Англии. Родина Шекспира, “Битлз”, крикета, Гарри Поттера, левой и правой ноги Бэкхема очень трепетно относится к такой личности, как легендарный сыщик Шерлок Холмс.
Свою версию приключений великого сыщика представил вниманию зрителей режиссер Гай Ричи
Как ни странно, но поверить в то, что известного сыщика Шерлока Холмса на самом деле никогда не существовало, довольно сложно. Его характер, жизнь и деятельность были прописаны Артуром Конан Дойлом в самых мельчайших деталях, и ни об одном другом литературном персонаже не ходило такое количество легенд.
“Записки о Шерлоке Холмсе” выглядели хрониками жизни реально существовавшего человека. Когда Конан Дойл решил прекратить историю сыщика, погубив популярнейшего литературного персонажа в схватке с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада, поток писем возмущенных читателей, среди которых были члены королевской семьи, заставили писателя “оживить” знаменитого сыщика.
Кинематографисты всех мастей давно подметили, что роман Артура Конан Дойла о приключениях частного сыщика Шерлока Холмса - это практически готовый сценарий для хорошего детектива, и потому произведение претерпело огромное количество экранизаций. Не всегда удачных, и не всегда передающих настроение, но сам факт, что по числу экранизаций история о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне попала в Книгу рекордов Гиннесса, заслуживает внимания. Всего в свет вышло около 210 кинокартин с участием сыщика.
Новая экранизация романа, презентованная недавно мировой общественности, напомнила зрителю, что режиссерский взгляд Гая Ричи - это не только авантюризм, черный юмор и бессмысленная стрельба. Это еще по-настоящему английское чувство стиля, непревзойденная динамика повествования, немыслимый экшн и легкое хулиганство в мелких деталях.
Вся картина выполнена в этом оригинальном для экранизации художественного произведения стиле, без единого отхода от классической идеи произведения и собственного почерка Ричи, как если бы режиссер лично расписался на каждом сантиметре кинопленки. Легкие авторские акценты наподобие выделения слова Lock в названии картины Sherlock Holmes. Явный намек на то, что великий сыщик в интерпретации Гая Ричи наводит порядок на туманных улицах Лондона, не только применяя чудеса дедукции, умные слова и лупу, но и при помощи вороненого ствола.
Среди веских аргументов этого джентльмена верный кулак и пистолет, и их слаженная работа на порядок повышает статистику раскрываемых преступлений. Тем более что иметь дело приходится в основном не с английской аристократией, а с самым что ни на есть отребьем, не понимающим по-английски. Для режиссера, как и для самого легендарного сыщика, не бывает незначительных деталей.
Для жителей постсоветского пространства неминуемо сравнение новой громкой премьеры со старым советским фильмом с Ливановым в роли Шерлока Холмса. Образы сыщика, воплощенные другими актерами, казалось, не шли ни в какое сравнение с работой советского актера. И эта постановка признавалась одной из лучших и самими англичанами, за что Василий Ливанов был даже удостоен ордена Британской империи.
Надо сказать, что картина Гая Ричи - это совсем другая история, и сравнение оказалось неуместным. Тем более что самим автором в титрах было указано, что использованы только персонажи, а никак не сама история.
Хотя есть одно косвенное сходство - и тот, и другой фильм отличает яркое обаяние главных персонажей.
Шерлок Холмс в исполнении Роберта Дауни-младшего вышел именно таким, каким он был описан в “Записках”, - эксцентричный, несколько рассеянный гений сыска. Согласно “легенде”, он не забивает “чердак” лишней информацией и, возможно, даже не в курсе, что Земля имеет форму шара. Зато в умении использовать логику ему нет равных. Любая мелочь рассказывает целую историю.
Персонаж наделен всеми чертами характера литературного героя. Глубина характера раскрывается и в самых неблаговидных деталях - без работы Холмс сходит с ума, спивается, запершись в своей комнате. Он эгоистичен, прямолинеен и ради собственного удобства готов расстроить помолвку лучшего друга. При этом обаяние его обезоруживает не хуже метких дедуктивных выкладок.
Кинематографический дуэт Роберта Дауни-младшего и Джуда Лоу в роли Ватсона заслуживает отдельных оваций. Только после первых передряг, в которых довелось поучаствовать на пару Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, становится понятно, почему сыщик так дорожит своим компаньоном. Между этими двумя героями особые отношения, выражающиеся и в огромном количестве первоклассных чисто английских шуток.
Возможно, детективная история, описанная в картине, и не заслуживает громких похвал в сравнении с тем же художественным оригиналом, зато на фоне отлично поставленных экшн-сцен и напряженных моментов этот недостаток не кажется таким уж большим.
Некоторые детали сюжета кажутся если и не чересчур надуманными, то, во всяком случае, выполненными под копирку, к примеру, отравление всего состава парламента (на политиков в кино не покушался только ленивый) или романтическая сцена на недостроенном Тауэрском мосту. Но перед общим обаянием фильма эти детали меркнут.
К слову, главный противник Шерлока Холмса - злой гений с профессорской степенью Мориарти весь фильм отсиживается по темным углам, явив зрителю только запачканный мелом лацкан пиджака и край цилиндра. И этот факт выглядит явным признаком скорого сиквела. Тем более что зрителю самому не захочется расставаться с такими интересными персонажами. |