|
Айгерим Бейсенбаева
С того самого момента, как в Глобальной сети начал усиленно обсуждаться апокалиптический слух, связанный с календарем племени майя и 2012 годом, всем стало ясно, что раньше планета взорвется, чем Голливуд упустит такую будоражащую умы тему.
На воплощение идеи были брошены все силы, то есть пара сотен миллионов долларов и режиссер Роланд Эммерих, который уже не раз организовывал зрелищный конец света в кино и имеет в этом деле опыт. В послужной список режиссера входят неоднократные повреждения планеты разной степени тяжести - картины-катастрофы “Послезавтра” и “День независимости”. А уж ломать в таких масштабах - это посложнее, чем строить. Во всяком случае, в том, что уж он-то наснимает, так наснимает, не было никаких сомнений
Фильм-катастрофа “2012” стал одной из самых ожидаемых премьер этого года. Зловеще зрелищные ролики крутились по ТВ целый год, и из концовки картины никто секрета не делал - всем было ясно, что фильм закончится полным уничтожением человеческой цивилизации. Если предыдущая работа называлась “Послезавтра”, то этот фильм можно также озаглавить как “Через пару лет”.
В основу сюжета легли разной степени достоверности научные факты. Такие, к примеру, как окончание большого цикла календарей племени майя в 2012 году, сулящее человечеству нечто серьезное, но что именно, неизвестно.
Или изменения земной породы на территории известного американского заповедника Йеллоустоун, который находится в кратере огромного древнего вулкана. И в этой ситуации, как в любой касающейся непредсказуемой стихии, “оно ведь как? Может рвануть, а может и нет”. Во всяком случае, людям лишний повод для волнения.
Тема конца света для человечества всегда была актуальной и волновала до глубины души, несмотря на существование более реальных проблем. Скорее всего, потому что такая вероятность позволяла взглянуть на существующую действительность совсем под другим углом. Задуматься о жизни в ином ключе.
Сюжет картины до крайности прост - за пару лет до происходящих событий небольшой кучке людей становится известно, что праздников на Новый 2013 год не будет. Да что там праздников? Ничего не будет. И весь фильм - неимоверно зрелищное описание того, на что было потрачено драгоценное время перед уничтожением человеческой цивилизации.
Обещанные в трейлере катаклизмы начинаются чуть ли не с первых минут картины. Да такие, что зрители могли бы попросту оторвать подлокотники от сидений в кинотеатре - такой степени напряженности зрелище выдавалось пару десятков раз. И оторвали бы, если бы раскаленные сцены не перемежались порой совершенно ненужными пространными диалогами героев, которые, казалось, иногда забывали, что времени в обрез и надо бы спасаться.
Судя по разрушительным сценам, режиссер на спецэффектах не экономил. Здания рушатся пугающе реалистично, а не в рамках сковывающего режиссерские аппетиты бюджета. Земля, встающая на дыбы, фонтаны раскаленной лавы, цунами, землетрясения - стихия во всем своем разрушительном великолепии.
Катастрофа удалась - по выходу из кинотеатра впечатления сохраняются, несмотря на то, что невозможно вспомнить даже имена основных действующих персонажей.
А настоящим главным героем картины стала, естественно, планета Земля во всей своей апокалиптической красе. А вовсе не те случайно попавшие в кадр люди, чьи переживания зритель наблюдает в течение фильма. Режиссер был немного занят погромом земных континентов и потому всем актерам, судя по всему, велено было вести себя в кадре как заблагорассудится.
Джон Кьюсак, играющий разведенного писателя-неудачника, запросто сыграл второй раз героя картины 2007 года “1408” - растерянного, потрепанного жизнью писателя. Все нормально. Кому придет в голову сравнивать, когда весь мир летит в тартарары? Его дети по фильму похожи на детей из фильма “Война миров”. Оттуда же взят конфликт отцов и детей, проблема разводов и семейных ценностей и тому подобное по тексту.
Президент США, конечно, становится одной из ключевых фигур ситуации и, как дань моде, - он темнокожий и до омерзения великодушный.
Ко всему прочему в фильме огромное количество абсолютно ненужных персонажей, отсутствие которых сказалось бы на картине только положительно - старые музыканты на корабле, сын, женившейся на японке, русская любовница с собачонкой и так далее. Причем, что не может не раздражать, все друг друга знают, либо каким-то мистическим образом друг о друге наслышаны.
В картине нет ни одного отрицательного персонажа, как нет ни единого хорошо прописанного характера. Пластический хирург здесь запросто поднимает в воздух самолет, “так как брал пару уроков”, писатель, интеллектуал не от мира сего, водит лимузин столь виртуозно, что машине тоже в пору взлететь. Игры актеров - тот необходимый минимум, который в трудной ситуации выдает любой человек без актерского образования - отчаяние, ужас, сожаление. Даже во взгляде той курицы, что лежала под топором, больше искренней надежды на спасение, чем в мимике героев.
Диалоги героев также уступают великолепной картинке. Если на одной чаше весов неплохие шутки, то ее перевешивает непроходимый бестолковый пафос. Только в американских фильмах герои вместо того, чтобы спасать свои души, начинают толкать пятнадцатиминутные пафосные речи за жизнь и бессмертные человеческие качества. А уж без острого момента, когда все спасается в последнюю секунду, вообще, кажется, невозможно обойтись, несмотря на то, что вид убегающих секунд на таймере перестал волновать зрителя после пятидесятого раза использования в кинематографе.
Все, что касается героев, ситуаций и диалогов, связанных с ними, в фильме “2012” буквально начинено всяческими клише и шаблонами. И это, конечно, огромный минус.
Как только земной режиссер снимет глобальную картину о человечестве без всех этих “Мы все умрем!” и “Капитан решил не покидать тонущего судна”, ее смело можно будет отправить в герметичной капсуле в космос как часть человеческого культурного наследия. |