|
Айгерим Бейсенбаева
В кинотеатре “Цезарь” прошла премьера нового казахстанского художественного фильма “Затмение”. Короткометражную картину о жизни молодых алматинцев снял режиссер Тимур Мусин. Как утверждают создатели ленты, дебютный фильм режиссера представляет интерес в первую очередь для молодого поколения и преследует цель донести до зрителя авторское понимание многих сложившихся в наше время непростых ситуаций и проблем
Как рассказывает режиссер картины “Затмение” Тимур Мусин, идея снять картину, затрагивающую острые социальные темы, появилась давно. Прежде чем прийти к съемкам художественной картины, автор занимался производством рекламных роликов, музыкальных клипов и презентационных фильмов. В свою дебютную картину автор попытался включить и элементы экшена, и глубокую философию, и социальную сатиру.
Видимо, благодаря профессиональному прошлому режиссера, связанному с созданием рекламных материалов, картина получилась похожей на социальный ролик. Яркий, захватывающий, динамичный, полный интересных монологов, но все же не фильм, а ролик.
Съемочный процесс занял 16 дней, и, как говорят члены съемочной группы, работать над картиной было трудно по большей части из-за того, что многие из них работали над съемками художественной картины впервые.
Главные роли в картине сыграли трое студентов актерского факультета Академии искусств имени Жургенова, пришедшие на съемочную площадку по объявлению.
Картина рассказывает историю трех молодых алматинцев, живущих реалиями современной жизни. Неустроенность жизни толкает их на составление преступного плана - ограбить инкассаторскую машину и вступить на скользкий путь уголовников. Зрителю представляется два пути развития событий - что будет, если молодые люди совершат преступление, и что, если они не пойдут на такой шаг. Помимо этого автор пытается мимоходом затронуть и другие социальные темы, как-то: предательство, утрата веры, моральный упадок, развращенность и алчность. Все это подается с эффектом недосказанности. Автор только намекает на то, что произойдет с теми или иными героями в дальнейшем, предоставляя зрителю додумать все самому.
Проанализировал достоинства и недостатки картины молодого режиссера председатель правления Союза кинематографистов РК Игорь Вовнянко:
- Авторы справились со своей задачей, хотя, если говорить молодежным сленгом, меня картина не зацепила, несмотря на то, что лента отображает задачи, существующие в современном молодежном мире. Многое из этого мы уже видели в картине Рашида Нугманова “Игла”. Я вижу здесь много фраз из разных кинолент.
Кроме того, я не заметил какого-то откровения режиссера, хотя должен признать, он очень умело использует различные приемы, но личного авторского взгляда я не увидел. А некоторые приемы, которые автор привнес в картину, на мой взгляд, только разрушали ленту. Еще мне не приглянулась идея с комментариями от первого лица. Получился просто голый текст от лица главных героев, который разъясняет в какой-то мере происходящее на экране. Когда комментарий переходит на изображение, это хорошо, это своеобразный киноязык, а когда герой говорит, как на допросе, это плохо.
В целом картина производит впечатление профессиональной работы и, безусловно, найдет свою нишу в прокатной ситуации нашей страны. У картины будет своя зрительская аудитория, преимущественно из представителей молодого поколения, которым будет понятен этот киноязык. Новому поколению будут понятны проблемы, которые затрагиваются в фильме. Хотя проблем здесь тоже немного - только к финалу история выходит к какому-то переосмыслению сложившейся ситуации.
Кроме всего этого необходимо отметить круг актерских удач. Молодые актеры в наше время играют достаточно раскованно. В старых фильмах, отечественных, в той же самой “Игле”, молодые, начинающие актеры играли несколько принужденно, скованно. И даже опытные. Мы сейчас живем в таком информационно насыщенном мире, что нас это уже не удивляет. Молодые парни, команда во главе с этим Аликом, они достаточно спокойно сыграли, органично вошли в роль. И потому все это выглядит достоверно. Единственное, что разрушает впечатление, это, как я уже говорил, строгое чтение от первого лица.
Сам режиссер владеет ситуацией в плане мизансцен. Вместе с оператором фильма они нашли специальные ходы для того, чтобы оживить повествование. Кадр действительно живой, не статичный. Камера все время движется, пытается как бы проникнуть в действие, передать то, что несут в себе герои. Это по-настоящему профессиональный подход, но эта “клиповость”, с помощью которой все было представлено, это, скорее всего, дух времени, я ничего не могу сказать против этого. Такой прессинг сейчас идет на молодых авторов.
Кроме этого режиссер Игорь Вовнянко заметил, что появление такого кино - факт отрадный. Самое главное, что в отечественном кинематографе появляется широкая палитра лент. Появляются картины различных жанров и стилей, разных подходов. Зритель же должен сам определить, жить тому или иному произведению современных режиссеров или нет.
Члены Союза кинематографистов оценили недавно представленную картину “Рэкетир”, несмотря на то, что до настоящей художественности фильму далеко. Картина была отмечена специальным дипломом за продюсерскую работу. Конечно, претензии у критиков есть - к эстетическим и техническим качествам лент, но все это, как говорят деятели кино, преодолимо. Появление таких картин важно для развития кинематографа, так как всяческие недочеты постепенно уйдут и останется действительно качественное конкурентоспособное кино. |