|
Айгерим Бейсенбаева
На днях в кинотеатрах страны прошла премьера отечественного фильма “Заблудившийся”. Картина снята в непривычном для отечественного кино жанре мистического триллера.
Приглашенный российский актер Андрей Мерзликин, сыгравший одну из главных ролей, сравнил получившееся кино с жареным кузнечиком - это вкусно, но никто этого не знает, так как мало кто отважится попробовать. Все привыкли к обычной пище
Фильм рассказывает загадочную историю человека, заблудившегося в степи вместе с женой и маленьким сыном. Машина сломалась в пути, и они вынуждены были провести ночь в бескрайней степи. Наутро главный герой просыпается один - жена и сын таинственно исчезли. Первые поиски приводят героя к одинокому домику, в котором живут старик и девушка. Странные жильцы этого необычного дома словно знают про его семью, про него, но пытаются скрыть правду.
Съемки картины начались осенью 2008 года в степях Алматинской области и проведены были в очень сжатые сроки - всего за 30 дней. Главные роли в фильме исполнили известные артисты: звезда “Бумера” и многих других российских кассовых фильмов Андрей Мерзликин и народный артист Казахстана Тунгышбай аль-Тарази (“Кровь и пот”, “Кочевник”, “Абай”, “Гибель Отрара”). Также в картине сыграли Айганым Садыкова, Алма Рулас, Ильяс Садыров, Игорь Горшков, Азамат Ильясов, Даулет Абдыгапаров, Алексей Храменков.
Режиссер фильма - Ахан Сатаев (“Рэкетир”, “Братья”). Картина ориентирована на массового зрителя, а ее прокат планируют не только в Казахстане, но также в России и Европе.
Картина “Заблудившийся” участвовала в основном конкурсе Монреальского кинофестиваля. Лента, правда, не была удостоена никакой награды, но, как утверждают создатели, съездили они не зря, так как фильм был отмечен американскими продюсерами, которые сделали серьезное предложение о совместной работе.
Одну из главных ролей в картине исполнил Андрей Мерзликин. Прожив в степи месяц, популярный российский актер не только не заблудился, но и нашел себя. И даже не с точки зрения персонажа картины, а открыл в себе удивительные человеческие качества, о которых раньше и не подозревал: “Это был очень важный этап в моей жизни - ответственный, пограничный, когда происходят вещи, которые тебя внутренне меняют. Вот это как раз и произошло во время работы над картиной - я приобрел человеческий и актерский опыт. И я бы с удовольствием продолжил эту работу и был бы рад, если бы мы вместе еще что-нибудь придумали”.
От съемок актер получил массу удовольствия, и даже трудности работы в степи не охладили его пыл. Месяц, проведенный в тяжелых условиях, оставил только приятные воспоминания.
“Вообще могу сказать, что все, что касается кино, - это очень и очень сложно. Слово “профессионально” всегда несет в себе нечеловеческий труд, моральный, физический, - делится впечатлениями актер. - То, чем занимаются актеры, можно сравнить с шахтерским трудом.
Опять же в жертву приносится все - личная жизнь, семья. Зато какое удовольствие доставляет работа, когда все отлажено и когда трудишься бок о бок с хорошими людьми. Наверное, это единственная в наше время работа, требующая человеческого единения. Общность людей, когда человеку хочется поделиться с коллегой хоть положительными эмоциями, хоть последней шоколадкой из-под подушки.
Мы люди старого поколения, и кино для нас - это нечто романтическое, таинственное. Поработав в этой сфере, я понял, что снимать фильмы может только не совсем нормальный человек. У нас кино - это не бизнес-индустрия, как в Голливуде, у нас, на постсоветском пространстве, кино снимают, потому что нечто творится в голове или душе, что-то, требующее выхода. Пока это существует, мы будем ощущать друг друга на человеческом духовном уровне, а не на уровне потребления”.
Единственная сложность, с которой столкнулся актер во время съемок, - это, как ни странно, питание. “Что я могу сказать о сложностях работы над картиной, - отшутился Андрей, - весь месяц я как сыр в масле катался. Приятно быть гостем в гостеприимной стране. Все время съемок я буквально просил: “Не кормите меня!”, так как для фильма мне нужно было похудеть. А меня так кормили, как будто готовили на убой к концу картины. И мне очень сложно давался момент, связанный с диетой. Чай с молоком - это минимум, от чего я пытался отказаться. Есть такое понятие, как кинокорм, то есть еда, которой кормят актеров во время съемок, причем едой это можно назвать с большой натяжкой. И складывается ощущение, что актеры - это настоящие негодяи, которых следует истребить. То, чем кормили здесь, кинокормом не назовешь - такое впечатление, что на нас работал целый ресторан. Прекрасное питание, даже мешающее работать”.
Над саундтреком к картине трудился известный композитор Ренат Гайсин, сотрудничающий со многими именитыми кинематографистами мира и работавший над созданием большого количества художественных и документальных картин. Самые главные достижения композитора на сегодняшний день - это сотрудничество с легендарной звукозаписывающей студией Abbey Road и работа с известным режиссером и актером Робином Уильямсом.
“Более всего на выбор музыки для фильма влияет, конечно, режиссер, - делится впечатлениями Ренат. - До этого ни один режиссер картин, над которыми я работал, не относился к музыке так скрупулезно, как Ахан Сатаев. Он сразу понял, что в картине подобного жанра саундтрек является важным фактором. Все эти звуки, скрипы... Кроме того, игра актеров заставила меня раскрыться в полной мере. Честно говоря, это была моя самая серьезная работа”.
Актер Андрей Мерзликин не смог не высказать свого мнения относительно музыкального сопровождения к картине: “У меня в плеере есть чудесная вещь Рахманинова. Это очень глубокая, проникновенная мелодия, и я представлял, как в конце мой герой сидит и слушает ее. И я на протяжении всей работы над фильмом приставал к режиссеру: “Господи, да вставь ты ее в кино, это будет самая крутая вещь!” ... Но он нашел Рената”.
Благодаря зарубежному кинематографу нашему зрителю хорошо знакомы особенности жанра триллера, но, как утверждают создатели, отечественный триллер сильно отличается от иностранного собрата. Это вызывает у съемочной группы небольшие опасения - неизвестно, как наш зритель воспримет отличающийся от стандартов этого жанра подход к созданию триллера. В век мейнстрима сложно снимать кино, которое заставило бы зрителя задуматься, а получившийся фильм создателями был классифицирован как авторское кино.
“Конечно, режиссер мог смонтировать и музыкально оформить этот фильм согласно современным требованиям масс, - сокрушается актер. - Молодежный хит получился бы. Бах! Бах! - все бы “Уау”! Но фильм был бы ни про что. Нужно иметь большое мужество и честь, чтобы быть таким, как есть.
Кино сейчас практически не снимается, так как существует финансовый кризис во всем мире. Производство фильмов - это большой финансовый риск, а на риск никто денег не выделит. Телевидение сейчас - единственный жанр, который окупает себя. Если снимается сериал, то он начинает окупать себя с первых серий, поэтому кроме них сейчас на территории России ничего не создается.
Я как-то заявил, что никогда не буду участвовать в сериалах. Год прошел на хлебе и воде, и я уже снимаюсь в сериале на Первом канале. Но мне тема понравилась. О том, что нельзя бросать детей. Мы там с Викторией Толстогановой усыновляем ребенка. Проект из раздела о моральных ценностях, и ты понимаешь, что делаешь что-то хорошее... но на телевидении”.
В заключение актер не удержался и поведал интересную историю, произошедшую с ним во время съемок: “В финальной части картины моего героя нещадно бьют. Мы с Аханом очень не любим, когда в кино играют в поддавки. То есть если бить, то бить по-настоящему, чтобы выглядело реально. Актер, который меня бьет там, два с половиной метра ростом, бьет меня с ноги - страшно, что вообще могло со мной случиться. Я все никак не мог придумать, что сделать, чтобы не было так больно. В степи, в глуши ничего не найдешь. Мы в доме, где снимался фильм, чудом нашли две книги, и я прикрыл ими под курткой ребра, чтобы смягчить удары. Сцену отсняли.
А нашу работу запечатлел на пленке оператор Дима для того, чтобы потом сделать фильм о фильме. Он не всегда успевал снять самые вкусные моменты. И не сделал в итоге ничего по-настоящему интересного. Когда были веселые моменты съемок, он забывал, что нужно снимать, стоял и веселился с нами. Мы ему: “Дима, ты что не снимаешь?”. Он берет свою камеру, а мы все уже серьезные! Это само по себе было очень смешно.
И вот сижу в автобусе, сцена с битьем сделана, скидываю с себя игровую одежду. Дима тут с камерой подходит и говорит: “Андрей, какие книги вам сегодня помогали снимать сцену? Что спасло ваши ребра от переломов?”. Я разглядываю книги - О! Достоевский! Федор Михалыч помог мне сохранить здоровье. Достаю вторую - Библия! Это уже вопрос метафизики, как эта книга оказалась в степи. Я забрал ее, конечно, с собой, теперь эта книга хранится у меня дома”. |