|
Айгерим Бейсенбаева
К жанру фантастики всегда выдвигались повышенные требования. Ведь это, казалось бы, неистощимый кладезь историй, сюжетов, образов... И если в какой-нибудь драме совпадение ситуаций с другим фильмом воспринимается снисходительно, так как все-таки иной раз берется из жизни (а у всех людей одно и то же), то сценаристы фантастических триллеров в случае мельчайших похожестей подвергаются самым суровым нападкам и получают презрительную оценку результатов - “слизали”.
Идея новой картины “Суррогаты” хоть и необычна сама по себе, но фильм при этом все равно каждого второго отсылает к картине “Степфордские жены”, каждого первого - к отличному фильму “Я - робот” и вообще к произведениям Азимова
Самая громкая кинопремьера начала осени “Суррогаты” - это очередной фильм о том, как персонаж Брюса Уиллиса спасает мир.
Конечно, есть в послужном списке этого актера картины, в которых он не борется с глобальными катаклизмами и на его счету нет ни единой спасенной жизни. Например, драмы, в которых он занят эгоистичным общественно бесполезным делом устроения своей личной жизни.
Однако зрителям Уиллис полюбился именно ролями героев, которые не прочь после утренней чашечки кофе разочек выручить все человечество.
Брюс Уиллис в свои годы - все тот же крепкий орешек. В новой картине он предстает зрителю в двух образах - отфотошопленный, приглаженный, резиновый и - побитый жизнью, уставший, морщинистый, но настоящий.
Фильм “Суррогаты” режиссера Джонатана Мостоу раскрывает перед зрителями целый мир. Интересная идея позволяет создать другую реальность, наполненную мельчайшими любопытными деталями, правда, очень сложно сделать этот мир правдоподобным.
Режиссеру фильма эта идея частично удалась. Роботы, живущие за людей, - в исполнении режиссера это выглядит реальным. И сама мысль разумна и логична.
Фильм снят по комиксу от Top Shelf Comix. Действие развивается в ближайшем будущем.
Люди живут в изоляции друг от друга и общаются через суррогатных роботов - улучшенных копий самих себя. Пока сам человек в безопасности отдыхает в своей комнате, он переключает свой разум в резиновую механическую куклу и, управляя ею, проживает свою жизнь. Уровень преступности падает, жизнь человека становится безопаснее, так как сам он не выходит из своей комнаты. Морщины, целлюлит, физические недостатки, болезни - все отходит на второй план, и на сцену выходят близкие к идеалу манекены, обтянутые безупречной резиновой кожей.
В какой-то момент система дает сбой, и уничтожение суррогатов влечет за собой смерть их хозяев, что сводит на нет всю идею виртуальной жизни.
Полицейский в исполнении Уиллиса через суррогата расследует убийства других суррогатов. Ситуация кажется абсурдной, но в процессе раскручивания сюжета все выглядит довольно естественно.
Рискнув покинуть свое жилище впервые за долгие годы, он раскрывает зловещий заговор. И в который раз спасает большую часть человечества. И даже заботится о его дальнейшем счастливом будущем.
Вообще большую часть хронометража картина выглядит как захватывающий детектив. Кто стоит за убийствами людей через суррогатов? И чем все это закончится для людей?
Ответы на эти вопросы предстоит найти злополучному полицейскому.
Вниманию же зрителя представлены все блага фантастического триллера - виртуальный мир, всяческие изобретения, до которых человечеству еще добрых пару десятков лет, головокружительные погони, выполненные по законам жанра, и прочее.
В канву сюжета автором была вплетена также и драматическая составляющая, которой включили, возможно, чересчур много. Есть в фильме глобальная мысль и духовная идея о человеческой жизни. Есть интрига, тайна, интересный сюжет. Любопытные персонажи и неожиданные ходы наподобие разоблачения пророка (в этом месте зрительный зал ахнул, что вообще в наше искушенное время бывает редко).
Единственное, что может послужить минусом, это непрописанность суррогатного мира людей. Там, где появляется хорошая идея, иногда пахнет упущенными возможностями. Непродуманность идеи - пожалуй, только на первый взгляд все гладко. Суррогаты ведь идеальные исполнители преступлений. Они выносливы, и неясно, кто ими управляет. А в фильме сама идея суррогатов показана как возможность снизить преступность.
Механические суррогаты стреляют и оказывают сопротивление таким же механическим суррогатам, осознавая, что это всего лишь куклы.
Зато очень много зрелищных сцен и находок. Очень удачной получилась погоня персонажа Брюса Уиллиса за сексапильной напарницей, подпрыгивающей на пять метров в высоту и на столько же в длину. Сам Брюс показал себя молодцом. Столько раз играть один и тот же, по сути, персонаж, а все равно интересно смотреть на его уставшее от неустроенности мира лицо и на то, как он размазывает скупые слезы по небритой физиономии.
Опять же одушевление роботов и выход сознания из их резинового тела - это зрелище высшего сорта. Вроде одна и та же механическая маска, обтянутая резиновой кожей, а видно, как оживают глаза, как в механизм вселяется душа. Пожалуй, эти моменты одни из самых интересных в картине.
В чем смысл фильма? Он оказывается на редкость простым - в погоне за повышением уровня жизни человек теряет смысл существования. Наверное, тем сильнее цепляет идея, чем реальнее для нас такой исход событий. И в этом ключе сюжет не кажется нам уже настолько фантастическим. |