|
Айгерим Бейсенбаева
Люди создали роботов и наделили их искусственным интеллектом, чтобы они могли помочь им воевать друг с другом. Машины вышли из-под контроля, и человечеству очень скоро пришел конец.
В разрушенном войнами мире, в руинах больших городов остались жить только тряпичные куклы, наделенные душой, оставленные людьми исправить их ошибки
Новый анимационный фильм “Девять” - что-то среднее между старой доброй “Историей игрушек” и “Терминатором”.
В постапокалиптическом мире, когда на Земле не остается ни одного живого человека, просыпается кукла. Мешковатая, нелепая, до смерти напуганная жизнью, она - единственное существо, наделенное душой.
Мир, представший ее глазам, ужасен. Развороченные ракетами дома, груды пепла, мертвые тела... Кукла ожила, как только испустил последний вздох единственный выживший человек в мире. Этим человеком был профессор, который отдал жизнь девяти тряпичным куклам. Маленькие фигурки, набитые ватой, очнулись в страшном мире без людей, и в чем цель их существования, им только предстоит выяснить.
У тряпичных человечков нет имен, а только порядковый номер, написанный тушью на спине. Первой проснулась кукла, почувствовавшая себя политическим лидером. Далее, одна за другой, изобретатель, маленькие умники, храбрая воительница и так далее. Последним проснулся избранный, который должен всех спасти.
Анимационный фильм был воссоздан по короткометражному ролику, придуманному режиссером Шейном Эккером. Известный американский кинорежиссер Тим Бертон выступил инициатором съемок “Девяти”, он же стал и продюсером проекта. Его твердая продюсерская рука окрасила мультфильм в исключительно темные тона и создала общую мрачную атмосферу. Немного выпученные глаза героев, меланхоличный вид, страшные силуэты, туман - все это влияние Бертона.
Второй продюсер - Тимур Бекмамбетов - придал действу героический окрас и запугал создателей придирками к сценарию. По его же настоянию в русскоязычной версии главного героя озвучивает российский актер Константин Хабенский.
Так что благодаря дубляжу в робких чертах Девятки, в его смиренном виде и смешной фигурке иногда проглядывает полупьяная физиономия Хабенского, что не очень-то помогает восприятию скорбной истории.
Зато участие в качестве продюсера Бекмамбетова сделало анимационный фильм “Девять” первым продюсерским проектом российского кинематографиста в Голливуде.
Съемки фильма, начавшиеся в Торонто (Канада), вскоре были приостановлены, а затем возобновлены на территории Люксембурга.
Первое время создатели думали, что фильм, как и первоисточник, то есть короткометражный ролик, будет немым, что, в принципе, было бы очень оригинально. Потом, видимо, решили, что это может плохо сказаться на сборах, и прописали героям реплики.
За месяц до первоначально объявленной премьеры фильма (она приходилась на декабрь 2008-го) было решено перенести релиз анимационного фильма на сентябрь будущего года. То есть дата выхода на экраны фильма “Девять” стала 09.09.09 - тоже очень интересный ход.
Мультфильм получился не детский, что встречается в наше время сплошь и рядом. Ни единого забавного момента, кроме, пожалуй, сцены с телохранителем и магнитом, хотя и ее понятной детям не назовешь. Общая мрачная атмосфера и пугающие сцены с высасыванием душ. Почти библейский смысл - создатель шьет куклы и вселяет в них жизнь, они просыпаются и не могут понять, в чем смысл их существования.
Мировые войны, смерть, сложные вопросы, касающиеся такой материи, как человеческая душа, странное окончание, которое не считается традиционно счастливым, - все это не для впечатлительных детских глаз.
Возможно, фильм кажется несколько затянутым и тоскливым. Слишком мало фантазии вложено в осуществление этой очень интересной идеи. Вот если бы мастера из “Пиксар” взялись за воплощение темы жизни кукол после смерти людей, возможно получилось бы более захватывающее зрелище. Но тут уж, как говорится, как беззубому орехи...
Самыми выигрышными получились первые сцены пробуждения Девятого, когда он еще нем и вся его смешная фигурка вызывает сострадание. Он бредет по мертвому городу, сам не зная, кто он и зачем здесь находится. Когда персонаж обретает голос, теряется какое-то волшебство. До этого была действительно кукла, внезапно получившая живую душу, а стала просто говорящей головой, безжизненно бросающей слова. Возможно, это минус дубляжа, хотя, на мой взгляд, интереснее было бы, если бы куклы остались немые и выражали чувства жестами, движениями и мимикой тряпичных лиц.
В какой-то момент в повествовании начинает витать некая тайна. Очень важная, как кажется на тот момент. Что-то связанное с бессмертной человеческой душой. Кажется, что вот-вот откроется важный секрет бытия, и для людей, погибших по собственной вине, появится шанс. И куклы всех спасут, пожертвуют своими крохотными жизнями для спасения своих неразумных создателей - людей.
Только в итоге, когда все открывается, понимаешь, что вся история, все самое интересное позади, а впереди никакого спасения, только несколько тряпочных кукол на разрушенной планете. |