|
Айгерим Бейсенбаева
Есть тяжелые фильмы, после которых хочется посмотреть пару жизнерадостных рекламных роликов, чтобы прогнать гнетущее настроение, подаренное картиной.
После просмотра человеконенавистнической картины Нила Бломкампа “Район №9” бесполезно смотреть рекламу. Не помогает яркий солнечный свет по выходу из кинозала - трудно избавиться от сложных чувств и впечатлений, навязанных этой почти документальной лентой. Да и не нужно, наверное
Картина начинается как обычный социальный документальный фильм. Монотонный закадровый текст, любительская съемка, комментарии специалистов относительно проблемы и полные истинного гнева отзывы очевидцев.
Скучно и обыденно, если бы не тема передачи - беспорядки в районе №9, заселенном 28 лет назад пришельцами, прибывшими в южноафриканский Йоханнесбург на гигантской летающей тарелке. Будничное описание ситуации - инопланетяне, живущие в резервации, ведут себя абсолютно асоциально и творят всяческие непотребства: нападают на местных жителей, занимаются грабежом, разводят антисанитарию и готовы продать опаснейшее оружие за банку кошачьих консервов.
Этот фильм так отличается от многочисленных собратьев фантастического жанра, что поначалу даже становится немного не по себе. Реалистичность, с которой подан такой эфемерный материал, пугает. Потом ситуация становится еще хуже, так как в сложных взаимоотношениях инопланетных монстров и людей без труда угадывается проблема межнациональных конфликтов, касающаяся каждого, в отличие от темы прилета гигантских моллюсков.
Серьезная картина “Район №9” была снята из любительского ролика Нила Бломкампа “Выжить в Йобурге”. Непродолжительное социальное видео с настоящей речью реальных людей, картонными декорациями, снятое на свои кровные и запущенное в глобальную Сеть, приглянулось великому Питеру Джексону. И он уже в качестве продюсера организовал 30 миллионов долларов на воплощение проекта. Для фантастического фильма ничтожно маленькая сумма, но для развития короткометражного ролика этих смешных для Голливуда денег оказалось вполне достаточно.
Своеобразная передача о тяжелом существовании инопланетных моллюсков на Земле серьезнее и актуальнее, чем кажется на первый взгляд.
Гневные отзывы местных жителей, кажущиеся записями слов реальных людей, и на самом деле являются таковыми. Только в первоначальном репортаже, записанном режиссером, жители Йоханнесбурга говорят совсем не о пришельцах, а о существах земного происхождения - социально неустроенных людях - беженцах. Только теперь их обиды выливаются на головы инопланетных тварей, расы, против которой сплотилось все человечество, независимо от национальности. Реальность - она еще страшнее, чем вымысел.
Как только привыкаешь к мысли, что смотришь сумбурный псевдореалистичный репортаж, как неожиданно начинает разворачиваться настоящий фантастический сюжет. Опять же все в рамках выбранного жанра.
Обычному клерку Викусу ван де Мерве, серому работнику совсем не геройского склада ума и тела, поручена операция по выселению постылых инопланетян из гетто - района №9 - в специально отведенную для них территорию за городом. Викус, сопровождаемый охраной, оператором и поддержкой с воздуха, входит на вражескую территорию, чтобы получить закорючку каждого субъекта на документ о выселении. В процессе обследования опасной территории в руки героя попадает странный инопланетный артефакт, после знакомства с которым он на собственной шкуре начинает узнавать, чего стоит пришельцам человеческое гостеприимство. Вот тут-то и начинается самое интересное.
Главную роль в картине сыграл Шарлто Коплей, один из идейных товарищей режиссера. Образ обычного человека, который в трудных ситуациях продолжает вести себя как обычный человек, удался актеру как нельзя лучше. И правда, мало в реальной жизни людей, выглядящих как персонажи Бреда Питта и выражающихся высокопарно как герои Тома Круза.
Викус ван де Мерве, зажатый в тиски обстоятельств, ведет себя естественно - паникует, предает, спасая свою никчемную жизнь, плачет и тому подобное. На фоне такого поведения рост Викуса как героя воспринимается очень органично.
А самое интересное здесь то, что незаметно для себя в процессе просмотра ленты начинаешь сопереживать страшным креветкоподобным существам и понимать, что самое страшное животное - это человек. Только к концу фильма замечаешь, что человеческие глаза здесь только у инопланетян. И хочется, чтобы у моллюсков все получилось.
Остросоциальные картины оставляют в душе едкий осадок. Аллегоричным изложением душераздирающей истории о несчастных инопланетянах, влачащих жалкое существование в гетто, никого не обманешь. Это фильм про людей. |