ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Всех хвали, никого не ругай Смотри в оба

Мира Мустафина
Но так не получится
И наверняка уж не интересно жить. Так считает известный киновед Гульнара Абикеева, которую наш читатель больше знает как арт-директора Международного кинофестиваля “Евразия”. Скучно будет и без фестиваля “Евразия”, которого, по слухам, в этом году не будет. Безусловно, один из вопросов, который мы задали известному киноведу: “А правда, что в этом году фестиваля не будет?” Что тут скрывать: зрительская аудитория и любители ярких культурных событий за эти годы успели привыкнуть к “Евразии”. С другой стороны, фестиваль - одна из немногочисленных возможностей посмотреть на себя со стороны и увидеть фильмы конкурсной программы из других стран, а потом многозначительно сказать, что они - свой определенный взгляд на мир. Что само по себе репрезентативно по отношению к казахстанской кинематографии сегодня. Об этом и многом другом - в интервью с Гульнарой Абикеевой

- Скажите, пожалуйста, а правда, что в этом году фестиваля “Евразия” не будет?
alt
- Для меня это очень болезненный вопрос. Как Вы знаете, в прошлом году Министерством культуры и информации Республики Казахстан фестиваль был перенесен в Астану, и зимой этого года он был окончательно переименован в МКФ “Астана”. При этом из-за ситуации общего кризиса, насколько я знаю, было решено в этом году фестиваль такого большого размаха не проводить. Но было бы целесообразно, на мой взгляд, провести небольшой кинофестиваль только с центрально-азиатским конкурсом здесь, в Алматы, с тем же самым названием - “Евразия”, что дало бы возможность не прерывать процесс и сохранять международный интерес мирового киносообщества к нашей стране. Ведь кинофестиваль - это не только звезды. Я думаю, что наш зритель поймет ситуацию и не будет возмущен тем, что не будет звезд. Но зато, что гораздо важнее, будет продвигаться и поддерживаться имидж стабильного независимого государства Казахстан. И еще: мы не только за себя отвечаем, мы представляем целый регион - Центральную Азию. И у этих стран нет другого такого эффективного способа продвижения, как через наш фестиваль. Да и мы сами. Поймите, это элементарный экономический расчет: проще и дешевле делать кинофестиваль в Казахстане и приглашать сюда отборщиков кинофестивалей, представителей СМИ, продюсеров и дистрибьюторов, нежели по отдельности продвигать наши фильмы на зарубежные рынки.
- Гульнара, а что, есть что продвигать?
- Вы знаете, это типичный пример недоверия к нашему отечественному кино. У нас динамично развивающийся кинематограф, который на постсоветском пространстве занимает второе место после России, а если говорить в контексте участия и призов на мировых кинофестивалях, то, возможно, и первое. Вот посмотрите, на этой неделе европейская премьера фильма “Келин” Ермека Турсунова пройдет на кинофестивале в городе Таормин (Италия), и итальянские дистрибьюторы выразили свою готовность купить картину в прокат. В октябре североамериканская премьера картины пройдет в Торонто, далее есть приглашения в Рейкьявик, возможно, в Пусан и так далее. Ахан Сатаев закончил свой новый фильм - “Заблудившийся”, который, возможно, в июле будет показан на фестивале в Локарно. Надеюсь, что удачно сложится фестивальная судьба и у фильма “Ойпырмай, или Дорогие мои дети” Жанны Исабаевой. Не сомневаюсь, что фестивальный успех ожидает и картину “Секер” Сабита Курманбекова. А это по-настоящему яркое национальное казахское кино. На подходе первый политический триллер - “Прыжок Афалины” Эльдора Уразбаева. Безусловно, картина станет событием года. В стадии постпродакшн фильм Досхана Жолжаксынова “Биржан сал”. Немалый интерес вызовет картина - продолжение “Транссибирского экспресса” - “Цветочник” Хуата Ахметова. Это уже семь (!) картин, которые будут завершены до осени. А ведь есть фильмы, которые сделаны на независимых студиях - “Другой берег” кинокомпании “Кино”, “Обратная сторона” MG-production, “Лаве” и другие. Как минимум, десять казахстанских картин, которые надо показывать и продвигать. А где это лучше всего делать, как ни на нашем кинофестивале?!
- Май, кстати, в Алматы был фестивальным. За месяц сразу пять кинофестивалей: “Звезды Шакена”, фестиваль документального кино, “Дидар-2009”, фестиваль ВГИКа в Алматы, анимационный фестиваль. Не много ли или, наоборот, стоит порадоваться?
- Я тоже про себя назвала май “сезоном фестивалей”. Конечно, если бы они были разбиты по разным месяцам, было бы лучше. Каждый из них прошел бы с большим успехом, но таковы предубеждения: лето - сезон отпусков, и на фестиваль никто не придет. Хотя на самом деле и в течение всего лета можно найти заинтересованного зрителя.
Ну а что касается самих фестивалей: молодец Венера Нигматуллина, которая, несмотря на мировые кризисы, уверенно держит флагшток фестиваля в своих руках и провела его уже в седьмой раз! Фестиваль студенческих фильмов “Дидар”, несмотря на организационные сложности и небольшой размах, тоже проводится уже в шестой раз. Аниматоры просто порадовали жителей Алматы своими утренними бесплатными показами мультиков практически по всем кинотеатрам города! А что касается фестиваля ВГИКа и фестиваля документального кино - это были, увы, разовые акции. К примеру, я была одним из организаторов фестиваля документального кино, где были показаны как американские, так и казахстанские фильмы, а также призеры знаменитого “Маргарет Мид” кинофестиваля. Это была совместная акция Посольства США в Казахстане и нашего Центра Центральноазиатской кинематографии. Меня удивило, что, несмотря на такой серьезный формат, как документальное кино, на всех шести просмотрах наши залы в кинотеатре “Стар-синема” торгово-развлекательного комплекса “Мега” были полны, и зритель самых различных возрастов с удовольствием смотрел нашу программу.
- В Интернете я прочла о том, что на прошлой неделе в Бишкеке Вы делали презентацию DVD-коллекции документальных фильмов Центральной Азии. Что это за коллекция и почему только в Бишкеке?
- Вы знаете, в Алматы она была месяцем ранее, но почему-то прошла менее заметно. Видимо, киргизы все же активнее в интернет-пространстве. Это действительно уникальная коллекция документальных фильмов из всех пяти республик - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. К тому же там представлены фильмы как советского периода, так и эпохи независимости. Я считаю, что мне просто посчастливилось быть составителем этой коллекции, потому что в нее вошло 70 фильмов - золотой фонд нашей документалистики.
- По какому принципу отбирались фильмы в коллекцию?
- Вы знаете, сопровождает коллекцию маленькая брошюра, где я подробно анализирую буквально каждый фильм. А в целом это те картины, где представлены этапы становления национального самосознания в странах нашего региона. Ведь не секрет, что в советское время документалистика была прежде всего инструментом идеологии. Но и тогда снимались фильмы, где режиссерам было важно представить культуру и мировоззрение своей нации. Как я говорю по этому случаю и в шутку, и всерьез, эти фильмы - советские по форме, но национальные по содержанию. К примеру, от Казахстана там представлены фильмы основоположника казахского документального кино Ораза Абишева, Арарата Машанова, Аси Сулеевой, Владимира Татенко, Юрия Пискунова. Из поколения 80-х годов - Сергея Азимова, Игоря Гонопольского, Сергея Шафира, Ерсаина Абдрахманова, Игоря Вовнянко. На самом деле это была яркая публицистичная документалистика, которая меняла наше сознание. Из кинематографистов эпохи независимости фильмы Бахыта Гафу, Асии Байгожиной, Сергея Дворцевого, Владимира Тюлькина и других.
- Гульнара, наверняка Вы любой фильм смотрите как профессионал. Не мешает ли Вам это? А вообще Вы можете смотреть кино для развлечения или отдыха?
- Конечно. Просто в том случае, когда я вижу хороший фильм, мне тут же хочется о нем написать, поразмышлять, на крайний случай - обсудить его со своим мужем или друзьями, а когда я вижу плохое кино, срабатывает инстинкт самосохранения, и я засыпаю.
- Вы только что вернулись с Каннского кинофестиваля. Там уж точно Вы, наверное, не засыпали?
- На самом деле, прежде чем ты попадаешь в Каннах на любой просмотр, приходится отстаивать часовую очередь, даже если у тебя профессиональная аккредитация. И, попадая в зал, ты чувствуешь такую усталость, что не грех и заснуть. А если серьезно, в этом году программа Канн была страшно депрессивная. Один фильм тяжелее другого, и пиком всего был “Антихрист” Ларса фон Триера. Мы, наверное, живем в той части планеты, где хотя бы в кино все же больше оптимизма и жизнеутверждающего начала. Будь то фильмы “Секер”, “Келин” или “Ойпырмай”. Жаль только, что наши фильмы не видят, и в первую очередь наш казахстанский зритель. Вот это и есть, на мой взгляд, главная проблема нашего кинематографа. Если она будет решена, то мы, как нация, к себе будем относиться лучше и мир нас будет уважать...

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение