|
Ада Викторович
На киностудии “Казахфильм” состоялся очередной круглый стол на тему “Первый полнометражный анимационный фильм в Казахстане: каким он должен быть”
В мире в геометрической прогрессии растет посещаемость кинотеатров. Причем зритель активно идет не только на художественные, но и на анимационные фильмы. Пример тому - бьющие рекорды посещений мультфильмы “Шрек”, “Мадагаскар”, “Валл-и”. А почему, собственно, мы смотрим фильмы, сюжеты которых взяты из жизни и истории разных народов мира, а собственных не имеем? Этим вопросом давно озадачились как представители частных студий, так и киностудии “Казахфильм”, которые решили вдохнуть новую жизнь в отечественную анимацию.
Причем вопрос встал не только о производстве собственных мультфильмов, но и об их качестве, достойном конкурировать с зарубежными мультиками. Потому на очередном заседании круглого стола собрались представители “Казахфильма” во главе с директором Ермеком Аманшаевым, режиссеры-сценаристы, художники, представители частных анимационных студий, а также легенды казахской анимации - Амен Хайдаров и Каиргали Касымов.
|
Амен Хайдаров стоял у истоков отечественной анимации |
Цели и задачи, в принципе, нужные и хорошие. Беда в том, что пока сама идея развития казахстанской анимации за времена простоя в этой сфере висела только лишь в воздухе, произошел значительный регресс по всем параметрам. И теперь сложно стало определиться, с чего начать и куда двигаться. Точнее, с чего начать, теперь уже ясно.
Руководством “Казахфильма” решено на базе киностудии создать анимационную студию, собрать людей. Пригласить к сотрудничеству, объединив под крылом “Казахфильма”, все студии, которые работают самостоятельно. Из заседания круглого стола стало ясно, что “Казахфильмом” проводится большая работа по разработке возможностей технического оснащения студии. Слава богу, мировой опыт и прогресс во всем мире, который ушел далеко, к сожалению, оставив нашу страну позади, позволяет опираться на него тем, кто только вступает на этот нелегкий, интересный и нужный путь.
Один из создателей казахстанского мультипликационного фильма сказал, что, когда он начинал свой проект, нашел только одного художника-аниматора. А когда попытался привлечь художников-аниматоров из Жургеновки, на поверку оказалось, что примерно из 67 выпускников пригодными к работе оказались только четверо. Эти четверо сказали, что, работая над созданием анимационного фильма под руководством художника, за месяц они приобрели намного больше опыта, чем за все время обучения в своем учебном заведении.
Такова оказалась действительность. Но все-таки при общем застое находятся люди, студии, которым процесс создания анимационных фильмов интересен, и они даже пытаются своими силами осваивать эту незанятую нишу, привлекать инвестиции. Без специальных мощностей современного оборудования работа “первобытными” способами отрисовки картинок вручную занимает месяцы и годы, и затраты соответственны.
Теперь “Казахфильм” взялся оптимизировать этот процесс, стимулируя идеи для анимационных фильмов. Параллельно с изучением технологических процессов был объявлен конкурс, о котором сообщалось ранее. Конкурс вызвал интерес как профессионалов в этом деле, так и любителей. А пока сценарии читаются и рассматриваются, параллельно проходят круглые столы, где обсуждается как раз то, с чего начать и как начать.
|
Аниматоры - хозяева рисованной жизни |
На заседании были представлены три проекта казахстанских аниматоров, которые уже находятся в разработке. Это “Ер-Тостик”, “Томирис” и “Алдар Косе”. Так как одной из задач анимационного фильма является выпуск собственной продукции, которая также отображала бы местный колорит, лицо Казахстана, обсуждались представленные проекты с точки зрения их интересности для людей, живущих за пределами Казахстана. Также руководитель студии трехмерной графики Turrus Рустам Туралиев показал свой анимационный фильм с двумя забавными героями - белым медведем и пингвином, и поделился практическим опытом его создания, предложив некоторые пути решения по вопросам производства. Рассматривались и обсуждались мировые тенденции анимации, кассовость фильмов на конкретных примерах.
На заседаниях круглого стола его участники избрали первым практическим шагом деятельности запуск сериала, потому что его производство менее затратное по времени и позволяет пробовать и с минимальными потерями учиться на собственных ошибках, итоги проводимого конкурса интересовали многих участников круглого стола.
Продюсер киностудии “Казахфильм” Ернар Курмашев, отвечающий также за проведение конкурса, раскрыл некоторые моменты его предварительных итогов. “Всего около ста заявок пришли на данный момент по номинациям “Анимационный сериал”, “Полнометражный анимационный фильм” и “Сценарий на короткометражные анимационные фильмы”. Большее количество сценариев пришло на короткометражные фильмы. Есть достаточно серьезные работы и в полнометражных сценариях. Присылают в основном сценаристы, которые и раньше участвовали на сценарных конкурсах. Есть и любители, они присылают тоже очень интересные работы. Есть работы, которые пришли из Лондона от англичанина. Он специально перевел свои сценарии на русский язык и прислал нам. Очень интересно на самом деле то, что мы в результате этого конкурса вышли за рамки Казахстана. Ни о каком лоббировании, конечно, не может идти и речи. Судейство будет объективным: не будет разделения по преимуществам и разделения на любителей и профессионалов.
Режиссеров уже сейчас интересует возможность доступа к сценариям. Они готовы хоть сейчас браться за дело, а нам остается ждать плодов. Хотя, нужно признать, работа эта долгая и кропотливая. |