|
Айгерим Бейсенбаева
В казахстанский прокат вышел новый фильм отечественного режиссера Жанны Исабаевой, дебютная работа которой пару лет назад завоевала признание многих мировых кинокритиков. Жесткая драма “Карой” режиссера участвовала в конкурсной программе Венецианского фестиваля и вызвала неоднозначную реакцию казахстанской общественности.
На этот раз вниманию зрителей представлен новый проект - комедия “Дорогие мои дети”, гротескная история о торжестве духа над жизненными неурядицами
Новая лирическая комедия с элементами арт-хауса рассказывает простую, на первый взгляд, историю пожилой женщины и ее взрослых детей, судьба которых сложилась по-разному. По словам создателей, главной целью было создание именно народного кино, то есть попытка создать добрую и позитивную семейную комедию.
“У нас было ощущение, что людям нужен позитив, - рассказывает продюсер картины Аскар Сембин. - Этого можно добиться с помощью комедийного проекта. У этого жанра тоже есть разные направления, а мы выбрали именно лирическую комедию. Такие фильмы оставляют в душе зрителя нечто большее, нежели просто хорошее расположение духа. Это не просто хохмачество, а настоящий позитивный реализм. Продюсер всегда должен предчувствовать настроение и чаяния зрителей на несколько лет вперед, ведь период создания картины может занять два-три года.
Наше поколение выросло на подобных фильмах - российских лирических комедиях. В них смысла было гораздо больше, чем в комедийных голливудских лентах-гамбургерах. А вырастающее на зарубежной киножвачке поколение может вырасти пустым.
То, что другие называют народным кино, я называю хорошим, качественным. Я могу сказать, что хорошее кино это такое, после просмотра которого зрителю не жаль потраченных на билет денег”.
Интересными деталями работы над новой картиной “Дорогие мои дети” поделилась
режиссер-постановщик и автор сценария Жанна Исабаева.
- Почему Вы решили снять фильм именно комедийного жанра? У нас в Казахстане подобные фильмы не создавались уже много лет.
- Причин было много. Главным образом, потому что комедийные фильмы у нас давно не снимались и такой проект стал своеобразным вызовом самой себе. Комедия ведь является самым сложным жанром. Конечно, можно было пойти по пути наименьшего сопротивления - снять что-нибудь вроде криминальной драмы с расчетом на молодую аудиторию.
Хотелось сделать в первую очередь качественный продукт, наполненный определенной философией, не лишенный духовной составляющей. А с другой стороны, подать все это под таким легким соусом, чтобы зрители посмеялись. Мне кажется, такие фильмы сейчас нужны, так как люди устали от трудностей. Многие потеряли уверенность в завтрашнем дне, и мне не хотелось загружать их еще больше. Мы ведь снимаем, в первую очередь, для зрителя, а люди уже соскучились по добрым фильмам.
Зрителя сегодня ничем не удивишь, даже дорогими спецэффектами. Удивить можно только действительно хорошим кино. Наша цель была следующей - сделать народное кино, которое посмотрело бы не одно поколение людей.
- Фильм разбит на небольшие своеобразные новеллы. Сюжеты Вы брали из реальной жизни?
- Творческие идеи - это, как правило, следствия каких-то воспоминаний, впечатлений, возможно, даже комплексов. Сценарий написан мной.
Мы не хотели поддерживать оторванные от реальности идеи. Я показывала свою картину людям из других стран, и меня очень удивило то, как она была воспринята. Русские сказали: “Это же про нас!”, итальянцы тоже. Больше всего меня поразила реакция немцев. Цветокоррекцию фильма мы делали на германской студии у специалиста, работавшего над “Парфюмером”, Тыквера. Сидел важный немецкий специалист, смотрел фильм без звука и при этом прямо валился со стула от смеха. Где-то на середине просмотра спросил у нас, что там происходит на экране, и продолжил веселиться с полным осознанием ситуации. Есть вещи, понятные людям не зависимо от национальности, места жительства и вероисповедания.
- Ваша комедия показалась мне несколько драматичной.
- Один из моих любимых фильмов - “Не горюй” Данелии. Картина заканчивается трагически - в конце некоторые герои умирают, все заканчивается беспросветной грустью и туманом. И, тем не менее, это лирическая комедия. У нас в картине все остались живы-здоровы.
Что касается драматизма, я, честно говоря, во время съемок пыталась всячески этого избегать. Очень часто во время съемок я говорила “стоп!” на очень удачных дублях, когда актеры неожиданно начинали уходить в драму, в социум. “Мы не снимаем драму, мы делаем комедию!” Когда шли съемки, я чувствовала, что действие происходит на грани. Получился действительно некий реализм, который в итоге не дает чувства безысходности.
Комедия всегда должна оставаться жизнеутверждающей. В жизни не может быть все окрашено только в темные или только в светлые тона, за один день каждый человек может десять раз почувствовать себя счастливым и десять раз несчастным, и кто скажет, комедия это или трагедия?
Зритель отвык от таких фильмов, так как его долгое время пичкали недалекими американскими комедиями. Упал лицом в торт - ха-ха-ха, как смешно!
- Режиссировать смешные моменты - это очень сложно. Комедия - это в первую очередь игра актеров, а не смешной сценарий. Рождались ли удачные шутки по ходу съемок или все было сыграно как по нотам?
- Да, когда прописываешь тот или иной персонаж, всегда представляешь его по-своему. Затем уже утверждается актер на данную роль, и вот тут начинаются проблемы. Нужно либо втискивать этого актера в формат роли, либо каким-то образом стругать роль под актера. И чтобы любой из способов дал в итоге органичный результат. Я в таком случае обычно больше доверяюсь типажу актера и начинаю кроить роль под него. Очень часто приходилось переписывать сценарий, потому что бывает, что фраза теряет свою прелесть в исполнении определенного актера. Кино - это ведь коллективное творчество, а никак не дело одного человека. |