|
Эльвира Сыздыкова На экранах онлайн-кинотеатров появился “Пиноккио” - фэнтезийный фильм для всей семьи. Одно из важнейших произведений детской литературы предстает в осмыслении видного итальянского режиссера Маттео Гарроне. Бессмертная сказка о деревянной кукле, наделенной живым и непоседливым сердцем, обязательно поразит зрителя чарующим магическим настроением и важнейшими уроками, усвоить которые никогда не поздно
Рождение главного героя новой картины случается благодаря огромной и светлой идее бедного плотника Джепетто. В руки ему попадает деревянный брусок, который он решает превратить в шедевр столярного дела - куклу изысканной работы. Джепетто завершает свое творение и обнаруживает, что сделанная им марионетка не так проста, как могло показаться. Разговаривающий, чувствующий и думающий Пиноккио становится сыном пожилого плотника. Но, как и многие дети, Пиноккио чрезмерно любопытен, неусидчив, и вряд ли кто-то способен отговорить его от безумных затей. Мальчик сбегает от создателя и отправляется изучать мир. Он не нуждается в советах окружающих и игнорирует запреты отца. Но настоящие злоключения Пиноккио начинаются несколько позже. Когда Джепетто решает отвести ребенка в школу, тот, поначалу воодушевленный идеей, столь же стремительно отвергает ее, завидев нарядный кукольный театр. Герой продает азбуку, на которую плотник наскреб последние монеты, и покупает билет прямиком в новое приключение. Так он становится узником кукловода Манджафуоко, которому, в противовес советскому Карабасу-Барабасу, совсем не чужды сочувствие и совестливость. А далее деревянного мальчишку поджидают еще более коварные персонажи, готовые жестоко обмануть наивного ребенка. Мошенники, колдуны, лжецы. Несчастному Пиноккио придется одолеть каждого из них, спасти отца, научиться правде, повзрослеть и, конечно, понять, что значит быть человеком.
Постановщик нового “Пиноккио” Маттео Гарроне - сказочник в мире современного кинематографа. Все его работы населяет дух неподдельного волшебства, и практически каждая из его картин базируется на известных итальянцам магических историях. С оригинальными “Приключениями Пиноккио” Карло Коллоди режиссер познакомился в детстве, рассматривая картинки знаменитой сказки. За этой встречей последовало восхищение одноименным сериалом Луиджи Коменчини, а после и мультфильмом студии Disney. Гарроне рассказывает: “История стала частью моей жизни. Пять лет назад я прочитал оригинальную версию Коллоди и обнаружил, что история предстает передо мной совершенно по-новому, нежели я всегда ее себе представлял. В книге множество частей, о которых я не знал. Так я понял, что появляется возможность сделать оригинальную, точную и уважительную адаптацию “Пиноккио” на экране. Очень итальянскую”. Источником вдохновения, по признанию автора, послужила не только сама сюжетная составляющая оригинала 1881 года, но и иллюстрации к первому изданию классического произведения мировой детской литературы. Рисунки к книге создавал известный итальянский художник и инженер Энрико Маццанти. Режиссер новой версии бессмертной притчи комментирует: “Его картинки стали гидом в моей истории”. Картина Гарроне завоевала самые лестные оценки от киноманов и критиков по всему миру. Но не обошлось и без определенной доли возмущения со стороны публики. Сразу после премьеры фильма в декабре прошлого года в Италии в отзывах то и дело мелькали укоры по поводу излишней мрачности нового “Пиноккио”. Действительно, картина никак не резонирует с озорным настроением советского мюзикла “Приключения Буратино” или же рисованного диснеевского “Пиноккио”. Лента Маттео Гарроне, отличающаяся безупречной операторской работой и полнотой цветовой палитры, от кадра к кадру, как бы между прочим, навевает мысли о чем-то древнем и глубинном, о мифологических перипетиях, о странствиях библейских персонажей. В ней, кажется, есть тот едва ли не оккультизм, коим Гарроне уже околдовывал зрителя в своих предыдущих работах. Вспомним те же “Страшные сказки” 2015 года, в основу которых также легли известные итальянские произведения для детей. Впрочем, сам постановщик ужасающим своего “Пиноккио” никак не находит. Он комментирует: “В моем фильме действительно много тьмы, но с ней борется свет. И смех, кстати, лучшее оружие против зла. Фильм вышел в Италии под Рождество, его посмотрело огромное количество детей, и я знаю, что они восприняли картину как оптимистичную сказку, а не как драму. Это все-таки в первую очередь история родительской любви к блудному сыну, который, несмотря на все перипетии, возвращается домой”. Маттео Гарроне добавляет: “Одна из главных тем “Пиноккио”, как и всех моих фильмов, - поиски любви. То есть утопия, нечто, по сути, иллюзорное. Желание добиться от судьбы или мира того, что существует только на словах, в мечтах, особенно прекрасно”. Уже вышедший в отличном качестве на экраны онлайн-кинотеатров новый “Пиноккио” - светлая и отчасти зловещая история о правде, взрослении и совести, о самой жизни. Ее сюжет и ее герои порой решительно напомнят вам о той реальности, в которой мы все живем. Итальянский кинематографист подарил миру историю, в сердце которой лежит вечное наставление для детей и взрослых - урок об ошибках, случайных и осознанных, которые в конце концов и делают нас людьми.
Индекс фильма <6+> - фильмы для детей, достигших шести лет |