|
Айгерим Бейсенбаева
В чем главный недостаток исторических картин? Ответ очевиден.
Вне зависимости от авторских вариаций на заданную тему и неожиданных сюжетных решений развязка известна каждому более или менее знакомому с историей зрителю.
А вот как сделать так, чтобы такой фильм не только заинтересовал публику, но и продержал ее в напряжении до конечных титров? Этот вопрос не из простых, однако режиссер Брайан Сингер разрешил его достойно
Операция “Валькирия” провалилась. Этот исторический факт известен каждому. Однако во время просмотра не единожды ловишь себя на мысли, что все может получиться, и что тогда?
Наверное, это и есть главное достоинство хорошей исторической ленты - в том, что во время сеанса забываешь, что она историческая, и напряженно следишь за действием в надежде увидеть благополучный исход, даже если он и не предусмотрен. Думаешь: “А вдруг?..”, сопереживаешь героям, начинаешь по-настоящему верить в успешность детально планируемой операции и даже слегка недоумеваешь, когда дело доходит до неминуемой развязки.
Как ни странно, но режиссер Брайан Сингер до воплощения на экране интересного эпизода Второй мировой войны долгое время занимался созданием картин по мотивам популярных комиксов. Именно с его легкой подачи опять завертелась история Человека - летучей мыши (“Возвращение Бэтмена”), а чуть ранее режиссер явил миру разнокалиберную компанию “Людей-Х”. Как человек, долгое время работавший с шаблонным жанром комиксов, взялся за такой серьезный и тяжеловесный материал? А главное, как осуществил?
От режиссера такого профиля даже при создании исторической драмы ждешь, как максимум, головокружительного экшна, как минимум, - напряженности действия. И в этом автор, пожалуй, постарался оправдать ожидания, конечно, в рамках формата.
Историческая картина в трактовке Сингера - это размеренное, нагнетающее обстановку действо в начале и неожиданно энергичная развязка в конце. Это, скорее, триллер, несмотря на то, что данный жанр подразумевает напряженность действия, а понятие напряженности как-то не вяжется с тем, что концовка предопределена.
Возможно, это было удачным решением в подаче такого сложного материала, все-таки детальность и раскрытие сюжета по нарастающей держат зрителя в состоянии заинтересованности. И даже если нескончаемые тайные собрания и заговоры, драматизм в начале кажутся утомительным зрелищем и даже рискуют погубить весь сюжет, то ближе к середине история вроде как реабилитируется.
Опять же, как ни странно, практически полное отсутствие спецэффектов, крови и прочих атрибутов современного “серьезного” кино, что идет картине только на пользу.
Естественно, сюжет основан на реальных событиях, и подача очень близка к оригиналу. Написать сценарий по такому масштабному материалу - задача не из легких, и потому детали истории отображены весьма избирательно, и, возможно, историки найдут, к чему придраться, да и многие, скорее всего, посчитают художественную версию режиссера Брайана Сингера не впечатляющей и бледной из-за излишней затянутости подготовки сюжетообразующей операции.
Вместить все судьбоносные моменты какого-то небольшого, но очень важного временного промежутка в хронометраж одной картины просто невозможно. Речь в фильме “Операция “Валькирия” идет об интересном и полном спорных деталей историческом событии - неудавшемся покушении на Адольфа Гитлера.
Полковник Клаус фон Штауффенберг, будучи тяжело раненным, возвращается из Африки, чтобы присоединиться к немецкому Сопротивлению. Его основная задача - провести операцию “Валькирия” и осуществить сложный план, который бы позволил теневому правительству заменить Гитлера после его уничтожения. Но стечение обстоятельств заставляет Штауффенберга превратиться из простого заговорщика в главную фигуру всего заговора. Он не только должен свергнуть диктатора и захватить контроль над правительством, но и собственными руками убить Гитлера.
Против исполнения главной роли в картине “Операция “Валькирия” таким актером, как Том Круз, выступило правительство Германии. Также категоричное неодобрение высказали и потомки Клауса фон Штауффенберга, за которым на родине официально закреплен статус героя Сопротивления, а все по причине того, что голливудский актер является ярым приверженцем саентологии. Однако решающую роль в выборе кандидатуры Круза сыграло его внешнее сходство с историческим персонажем и, конечно, прежде всего его талант хорошего актера, который не сумеет затмить ни постоянные скандалы, связанные с его именем, ни желание самого Круза зарекомендовать себя в качестве режиссера.
Правда, сколько бы Том Круз ни заявлял о том, что мечтает собственноручно придушить Гитлера, не это опять же убедило зрителя свыкнуться с воплощением актером образа полковника - предателя Клауса фон Штауффенберга. Хотя застывшее одухотворенное лицо Круза, не богатое на мимику, и не менее драматичный образ как нельзя лучше подходят для данного персонажа.
Остальные сюжетообразующие роли играли английские и немецкие актеры, чье появление в кадре лишило фильм фальшивого голливудского лоска. |