|
Эльвира Сыздыкова На больших экранах страны появилась музыкальная историческая драма “Расплата” киргизского режиссера Айбека Дайырбекова. Фильм, повествующий о недозволенной любви, трагической осью нанизан на универсальные темы возмездия, чести и уважения к родной земле. Мелодичная убедительная манера исполнения картины пленяет каждым своим аккордом, представляя зрителю магическую звонкую притчу с элементами кочевого фольклора
Интерес к кинокартине “Расплата” у казахстанской публики продолжительное время подогревали разрекламированные отзывы от иностранных кинокритиков и ведущих авторитетных изданий, отслеживающих все самое зрелищное в жизни современного кино. К примеру, еженедельный журнал The Hollywood Reporter, выходящий в свет с 1930-х годов, охарактеризовал картину киргизского режиссера как “впечатляющую и захватывающую”. И надо признаться, голословной эту оценку никак не назовешь. Согласно жанровым требованиям каждой притчи, история “Расплаты” кратка и незатейлива, а смысл ее прозрачен. И именно эта легкость и красочность повествования, вплетенная в метафорическую ажурность фольклорной составляющей, рождает ту самую мощно проиллюстрированную картину о том, как бессильно человеческое начало перед природным, диктующим свои незыблемые правила, воздаяние за нарушение которых окажется беспощадным.
Лента, вышедшая в оригинальном и зарубежном прокате под тайтлом “Песнь дерева”, повествует о трагедии, в XVIII веке поразившей небольшое село в киргизской степи, сменяющейся оттенок за оттенком, представая то изумрудной летней гладью, то седовласым зимним покровом. Нить повествования в ленте неумолимо стремится к трагическому концу с тех пор, как развернут клубок событий “Расплаты”. Мы переносимся в жизнь легкомысленного сельского парня Эсена, влюбившегося в Бегимай, дочь властного бая. Желая добиться расположения отца девушки, горячий головой Эсен предпринимает необдуманные решения, которые могут вписаться в поведение только сумасбродного влюбленного юноши. И пока ему кажется, что все идет своим чередом к очевидной счастливой развязке, история продолжает звучать упрямым безнадежным звоном. Эсена несправедливо изгоняют из родного села. И тот напрасно пытается сбежать вместе с Бегимай, судьба которой угасает в родительских решениях. Вскоре после ухода главного героя, отправившегося искать способ восстановить свою растоптанную честь, на свадьбе Бегимай почтенным гостям требуется накрыть щедрый дастархан. Но дрова закончились, а единственным в округе деревом оказывается священное дерево Мазар, сакральная личина которого хранит тайны многих поколений и истину священной земли. Жадность вынуждает бая приказать срубить и сжечь тотемного хранителя степи, что приводит к беспощадному расцвету хаоса и смерти для всех и каждого. В наэлектризованном, обездвиживающем потрясении после просмотра “Расплаты”, в совершенно невероятном пробуждении внутри чего-то исконного, роднящего тебя с землей, небом, сердцем природного начала, что перекачивает кровь этой жизни в судьбе каждого из нас, легко позабыть о том, что за этой вдохновенной притчей стоят имена выстрадавших ее авторов. И им, безусловно, стоит уделить заслуженное внимание в этом отзыве. Разлученную карающей рукой судьбы пару в совершенно неопровержимой чувствительной манере исполнили киргизский актер Омурбек Израилов и казахстанская актриса Салтанат Бакаева, которым достались роли Эсена и Бегимай. Режиссером-постановщиком картины выступил киргизский кинодеятель Айбек Дайырбеков. Казахстанский зритель его имя может вспомнить из отечественных сериалов, к созданию которых специально и приглашали иностранного режиссера. К примеру, в таких сериалах, как “Айман-Шолпан”, “Аяулы Арман”, “Жаным”, награжденных высокой зрительской похвалой, именно Дайырбеков занимал режиссерское кресло. На пару с Айбеком Дайырбековым сценарий, на основе которого задышала проникновенной красоты киноработа, писал Садык Шер-Нияз. Съемочной работой в ленте занимался молодой оператор Акжолтой Бекболотов, единственный из юных кинодеятелей Кыргызстана, чьи работы неоднократно становились лауреатами международных фестивалей. Еще одним призером многочисленных кинопремий, пять раз числившимся в лонг-листе “Оскара”, является Бакыт Ниязалиев, в мюзикле выполнявший обязанности звукорежиссера. А мастерскую работу над декорационными и костюмированными решениями провел Максат Болотбеков, участвовавший при создании самого кассового фильма в истории независимого Кыргызстана - “Салам, Нью-Йорк”.
На самом деле нельзя говорить о каком-то явном и безошибочном, даже едва уловимом проявлении тождества авторского стиля между многосерийными проектами Дайырбекова и его нынешним, только вышедшим на большие экраны полнометражным дебютом “Расплата”. И на такое заявление первоочередное влияние оказывает все же разнополярность жанров работ киргизского мастера. Если в вышеупомянутых многосерийных лентах царило легкое настроение, навязанное незамысловатыми комедийными сюжетами, то “Расплата” - картина искусно символического повествования, вынуждающая замирать нечто невозделанное и потаенное в тех, кто решился дать ей шанс. Хочется верить, что такой серьезный прорыв Дайырбекова, уже щедро облеченный похвалами зарубежных кинокритиков, но отчего-то не совсем выигрышно стартовавший в отечественном прокате, завоюет все те премии, которые он по праву заслуживает. И, может быть, в универсальности прочтения исторической притчи “Расплата” зритель разглядит не только настоятельное философское прозрение, но и огромный потенциал современного азиатского кинематографа.
Автор выражает благодарность Meloman Entertainment и киноцентру “Арман” за приглашение на предпоказ ленты “Расплата”.
Индекс фильма: Б14 - фильмы, которые детям до 14 лет рекомендуется смотреть вместе с родителями |