|
Айгерим Бейсенбаева
Самой первой громкой киноновинкой года стала долгожданная картина режиссера Федора Бондарчука “Обитаемый остров”, снятая по одноименному роману братьев Стругацких.
Ничто так не заслуживает экранизации, как увлекательные фантастические романы, в которых красочно описываются нереальные миры и несуществующие цивилизации. Ведь как бы ни была богата человеческая фантазия, а всего написанного в книге не представишь. Вот тут-то и приходит на помощь режиссер с нескромным бюджетом и подобными же амбициями, обещающий показать наглядно, чего там насочиняли мэтры советской фантастики
Фантастические романы - материал для экранизации хоть и интересный, но очень непростой. Тем более когда речь идет об очень известном романе.
Рисков много, начиная с опасности “не попасть в ноты”, за что будешь бит поклонниками Стругацких лично, и заканчивая слишком точным “пересказом текста”, за который опять же никто не похвалит.
Хотя если за дело берется сам уважаемый Федор Бондарчук, отложивший на дело воплощения на экране чужих фантазий пятнадцать миллионов долларов, то тут уж все должно получиться вроде как прилично. Во всяком случае, костюмами из алюминиевой фольги дело не обойдется.
Первый вопрос, который, возможно, заинтересует поклонников братьев-фантастов, это насколько точно были переданы атмосфера и сюжет романа.
Тут создатели, пожалуй, слегка перестарались. Те, кто хорошо знаком с первоисточником, могут забавляться местами подсказыванием актерам реплик, чтобы не скучать во время долгих, полностью скопированных с текста сцен и диалогов.
Если в книге, допустим, читать те или иные описания и диалоги может быть увлекательным, то от художественной картины требуется в первую очередь красочное действие. И вот в этом деле как раз создатели свои силы и не рассчитали, так как действие в картине может показаться слишком неравномерным, а кое-где даже нелогичным.
Это уже не говоря о том, что события романа были разбиты ровно на две части, то есть на два полноценных фильма, что, по словам создателей, помогло адаптировать события романа на экране и без потерь предоставить зрителю все действие, не выбрасывая “вкусные” куски повествования.
Разрывание истории никогда не идет на пользу фильму, даже если оно обусловлено благородной целью вместить всю прелесть масштабного литературного повествования в хронометраж одной ленты.
Правда, зачастую это специально продуманный коммерческий ход, осуществляющийся ради повышения зрительского интереса (особенно если концовка картины остается частично открытой - шаг жестокий по отношению к зрителю, но, безусловно, действенный), да и чтобы собрать на одном интересном проекте две полновесные кассы.
Полное название картины “Обитаемый остров: фильм первый”, конечно, вызывает опасения относительно того, что картина может повторить печальный опыт фильма “Параграф 78”, причудливо поделенного пополам, в котором события распределялись до обидного неравномерно. Вроде обошлось. Однако мы не видели еще второй картины.
Одно из достоинств “Обитаемого острова” - звездный состав. В фильме в образе жителей недружественной планеты Саракш предстали известные актеры - Гоша Куценко, Сергей Гармаш, Анна Михалкова, Алексей Серебряков, Михаил Евланов, Андрей Мерзликин, Леонид Громов, Юрий Цурило. Да и сам режиссер Федор Бондарчук не отказал себе в удовольствии вкрадчивым голосом поразглагольствовать в кадре. Куда же без него? При виде руководителя в роскошном инопланетном костюме, появляющегося в кадре, сразу же вспоминается анекдот о том, как Бондарчук не снялся в очередном российском фильме и получил за это миллион долларов. Видимо, в этот раз любовь к искусству взяла верх.
Отдельно хочется сказать о главном герое, белокуром пареньке Мак Симе, в полуидиотской улыбке которого сконцентрирован, пожалуй, весь позитив, содержащийся в картине. Такой слащаво наивный типаж мальчика типа тех, что поют в группе “Корни” про колосящиеся брови и ароматы гладиолуса, казалось бы, ничего общего не имеет с грязной планетой Саракш, однако потом понимаешь, что это не иначе, как для сравнения. Да, Максим Каммерер в исполнении студента-актера Василия Степанова рухнул на злобную планету Саракш с неба, но по-идиотски улыбался он еще до этого знакового события.
Сюжет картины известен многим по роману братьев Стругацких, написанному почти сорок лет назад. В 2157 году на планете Земля во всю царит эпоха расцвета человеческой цивилизации. И пока космические корабли, то есть в данном случае Пилоты Группы Свободного Поиска, бороздят просторы Вселенной, русский космический корабль, пилотируемый двадцатилетним Максимом Каммерером, терпит крушение на далекой обитаемой планете Саракш. После многолетней ядерной войны на планете царит экологический кризис, в обществе полно социальных проблем, а установившийся мир очень шаток. Отважному (а на вид просто глупому) астронавту предстоит познакомиться с таинственной страной, управляемой Неизвестными Отцами - пятью анонимными властителями, манипулирующими сознанием жителей с помощью специальных излучателей. Здесь Максим встретит новых друзей, наживет врагов, обретет любовь и, пройдя через опасные испытания, голод, смертельную опасность и потери, возглавит повстанческое движение, бросив вызов пятерке алчных правителей. Заканчивается все относительно благополучно. Однако нам же с самого начала было известно, что продолжение следует. |