|
Эльвира Сыздыкова На днях при поддержке Meloman Entertainment и Kinopark 11 IMAX Esentai прошел предпремьерный показ российской зрелищной кинокартины “Тобол” с участием казахстанских актеров. Фильм о России начала XVIII века, разрываемой войнами, интригами и ненавистью, сопряженной с неспособностью понять ближнего. В широком прокате эпическая драма появится уже 21 февраля
Историю освоения российских земель в круговерти взаимовлияния многоликих культур представил режиссер Игорь Зайцев, не единожды работавший над проектами, проникнутыми эпохальными и батальными настроениями. Именно таким можно назвать его свежее творение - фильм “Тобол”. Персонажи “Тобола” ожили на большом экране силами таких актеров, как Илья Маланин, Дмитрий Дюжев, Дмитрий Назаров, Евгений Дятлов, Агата Муцениеце, Андрей Бурковский. Нельзя не упомянуть присутствие казахстанских актеров - Даулета Абдыгапара, Еркебулана Дайырова и Айдоса Бектемира. Отечественные деятели кино перевоплотились в джунгарских воинов. Их пробирающая до мурашек экспрессивная игра подарила картине харизматичных персонажей, пусть и не всегда таких, которым легко импонировать. К слову, масштабные головокружительные (во всех смыслах) сцены боев ставили казахстанские каскадеры из профессиональной группы Nomad Stunts, работавшей над голливудскими картинами и кассовыми зарубежными сериалами. Ленту, конечно, можно рассматривать в сугубо историческом контексте, но вряд ли такой подход окажется оправданным. Начнем с того, что картину создали по мотивам одноименного произведения Алексея Иванова, автора известного романа “Географ глобус пропил” (экранизированного в 2013 году). Помимо того, что киношники в процессе экранизации несколько оторвались от романа Иванова, также стоит обратить внимание на присутствие в канве “Тобола” наравне с реальными историческими личностями абсолютно вымышленных. То есть перед зрителем, безусловно, художественное произведение, хоть и выстроенное на реальных событиях того времени.
Как и заведено в историческом художественном кинематографе, сюжетное полотно кишит персонажами, глазами которых смотрящему предстоит изучать мир “Тобола”, переходя от локации к локации. Но, думается, все же в какой-то момент зритель оказывается привязанным к персонажу по имени Иван Демарин - юному офицеру царской гвардии. Демарина, оказавшегося случайным лицом в хитросплетении не самых чистых умыслов царского двора, лично отбирает Петр I на вполне себе с виду мирное задание - отправиться в экспедицию Бухгольца по суровым краям Сибири. Молодой поручик и его полк выдвигаются в пограничный город Тобольск с намерением отыскать золотоносный торговый центр Яркенд. И плану этому могут помешать разве что отнюдь не гостеприимные кочевые племена джунгаров, господствующие в степях близ реки Тобол. По задумке Илья Маланин играет глубокого многогранного персонажа. Удалось ли актеру справиться с этой головоломной задачей, решать, как водится, зрителю. Можно утверждать лишь то, что наблюдать за трансформациями главного героя, получившего почти ласковое прозвище Балабол из уст царя, окажется занятно. Оскорбленному, почти униженному поручением царя Демарину кажется, что место его уж точно не в мирных экспедициях, но в самом сердце театра военных действий. Впрочем, желанные кровавые баталии не заставят себя ждать. Они и преобразят вчерашнего юнца, переполненного враждебными настроениями ко всему новому и ко всем “не своим”, в героя, которому создатели “Тобола” вверили роль посланника лучезарной ключевой идеи картины. Как признается сам режиссер фильма, ему захотелось показать Россию такой, какой она должна быть, - сильной и уважаемой. И, само собой, при просмотре становится понятно, что за светлый посыл несет картина, по крайней мере, в репликах героев кроется тьма таких подсказок. К примеру: “хорошие пушки - те, которые не стреляют”. Правда, Игорь Зайцев несколько иначе сформулировал идею: “Россия не хочет войны ни с кем и до последней возможности будет пытаться удержать мир. Но если враг поднимет топор войны, Россия вынуждена будет ответить, чтобы защититься”.
Россия в фильме Зайцева изображена действительно мятежной, стиснутой культурами, в своих истоках прямо противоположными друг другу. Так, мы переносимся в период русско-шведских войн, в эпоху налаживания тесных отношений с Китаем, во времена жесточайшей борьбы за земли с азиатскими кочевыми племенами. В “Тоболе” намешано бессчетное количество сюжетных линий, примеров противостояния, что, скорее всего, мощно воплотилось в двухтомнике Иванова или могло бы живописнее смотреться в формате телесериала. Потому нельзя отрицать исключительную работу создателей киноленты. Правда, малость притянутой, даже какой-то вынужденной получилась любовная линия. Но, видимо, такой ход создатели совершили с целью разбавить батальные действия и параллельно с этим привлечь больше зрителей. “Тобол” - фильм с неотрицаемо магнетической картинкой. В нем не пожадничали на создание колоссальных декораций, пошив внушительных костюмов, внедрение сногсшибательных спецэффектов.
Индекс фильма: E16 - фильмы, предназначенные для зрителей, достигших 16 лет. |