|
Эльвира Сыздыкова Винсент Ван Гог запомнился как художник, безумный в своей преданности искусству, неуемный в своем стремлении творить, распадаясь осколками мира, в котором он оказался изгнанником
Именно об этом мироздании обещает поведать кинолента “Ван Гог. На пороге вечности”, выходящая в широкий прокат. Биографическую драму о самом известном постимпрессионисте представил режиссер Джулиан Шнабель, ставший также первым художником, снявшим фильм о голландском живописце. Не исключено, что роднящее Ван Гога и Шнабеля поле деятельности могло стать преимуществом для создателя, так как тот сместил фокус с мира на полотнах Ван Гога на мир в глазах художника. На этот раз Винсент Ван Гог ожил на экране силами исполнившего его виртуозного Уиллема Дефо. Актер вновь не изменил своей репутации одной из самых многообещающих фигур киносовременности, украсив фильм глубокой трепетной актерской игрой. За эту роль Дефо номинировали на ряд престижных кинопремий, среди которых уже значится победа в категории “Лучшая мужская роль” в Венецианском международном фестивале. В блистательный каст фильма также вошли Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Маттье Амальрик. Возвращаясь к красоте в глазах смотрящего как одной из центральных идей драмы, стоит предположить, что “На пороге вечности” станет источником вдохновения для ценителей авторского, невыразимо красивого кино, где всякий, даже вслепую выбранный, кадр от угла до угла шедеврален. В фильме развернутся события из жизни Ван Гога с момента его поездки на юг Франции в Арль и до трагической точки невозврата спустя каких-то два года. Биография художника - не тайна за семью печатями, и так как картину сделали максимально приближенной к реалиям жизни Винсента Ван Гога, упование на крутые сюжетные повороты - это не то, что должно побудить зрителя дать шанс киноленте.
Выдохшийся в обители серых туманов, не сыскавший коммерческого успеха, Ван Гог держит путь на юг Франции, в живописный городок Арль. Художник бесповоротно намерен отыскать лучезарные нити солнца, которые насытят его полотна. Двигаясь с главным героем тропой сюжетного развития, зритель окажется свидетелем того, как порывисто несся к нетленности живописец, обгоняя время, в котором увяз обросший предрассудками человек. Мы больше узнаем об отношениях, связывавших Ван Гога с братом Тео и Полем Гогеном, также одним из видных представителей постимпрессионизма. Благодаря особой технике съемки зритель становится спутником главного героя в его экспедиции по долинам Прованса, а также напарником в укачивающем путешествии Винсента вглубь себя. Следуя за встревоженным и охваченным манией художником, мы пересекаем неубранные поля, шепчущие сухой травой на ветру, долговязые малахитовые рощи, карабкаемся по каменным уступам в попытке дотянуться до вершин мироздания, до точек, в которых мы, наконец, застанем бесконечность. Колоссальное внимание создатели ленты уделили отношениям человека и природы, в частности - творца и природы, как неиссякаемого кладезя смысла для него. В случае с Ван Гогом мы ведем речь о человеке настолько тонкой душевной организации, что тот невольно и естественно становится единым целом с природой. Невыносимо много чувствующий, художник оказывается сбитым с толку окружающим его исполинским миром. Он никогда не бывает наедине с собой. Ван Гог беспрестанно находится в оковах бытия, красоту которого он достоин различать, красоту которого его сознание выдержать не в силах. “На пороге вечности” может показаться продуктом неудобоваримым во многих отношениях. Конечно, определяя творение современного кинематографа как “авторское кино”, мы склонны находить у него симптомы арт-хаусного направления. И работа Шнабеля не становится исключением. Потому зрителя ждут неоправданные на первый взгляд крупная съемка, трясущаяся камера, перспективные и цветовые решения, экспериментальное наслоение кадров. Во время просмотра то и дело будут попадаться сцены с полным отсутствием звукового ряда и те, в которых нужно будет прислушаться к неразборчивым мелодиям естественного окружения.
Уже с предваряющих кадров зрителя погрузит в водоворот красок - чистых, насыщенных, заливающих полотно экрана. В этом потоке можно будет обнаружить и густые оттенки масляных мазков, пузырящихся волнами, совсем как в работах Ван Гога, и акварельную нежность напившихся водой штрихов. Воздыхателей живописи нидерландского художника непременно зацепит легендарное цветовое сочетание солнечно-желтого и васильково-синего пигментов. По сути, зрителя, решившегося на просмотр фильма, создатели приглашают шагнуть за раму полотен Ван Гога, пожить в них. Все же неспроста за режиссуру взялся человек, не посторонний для области художественного искусства. Эта немаловажная характеристика Джулиана Шнабеля также явно проявилась в том, как подробно и искусно он снимает эпизоды в творческой мастерской Ван Гога. Продуманные отрывки выгодно выделяют “На пороге вечности” из продолжительного ряда киноработ о Винсенте Ван Гоге. По признанию Уиллема Дефо, роль художника обязала его самого начать рисовать. В феноменально гениальном Ван Гоге не было и капли умеренности - ни в его характере, ни в диапазоне его чувств и страстей. Он ставил себе богоподобные цели сохранить на века то, что видел лишь его зоркий глаз, научить смотреть на мир, который оставался предельно правдивым на его полотнах. Винсент Ван Гог был неукротим в своем стремлении к бесконечности, он, бесспорно, навсегда остался бессмертной искрой в искусстве живописи и созерцания. И только лишь такого Ван Гога зрителю подарит кинолента “На пороге вечности” и напряженно выворачивающая, возвышенная игра Дефо в ней. |