|
Нарина Рамазанова В казахстанских кинотеатрах продолжается прокат байопика о Ниле Армстронге - “Человек на Луне”, и это одна из самых ожидаемых премьер от автора “Ла-Ла-Ленда” и “Одержимости” Дэмьена Шазелла
Еще пару лет назад его имя едва ли было знакомо широкой аудитории, однако ситуация кардинально изменилась с выходом мюзикла, в главных ролях которого снялись Райан Гослинг и Эмма Стоун. Касса в 450 миллионов долларов (при бюджете 30 миллионов долларов), семь “Золотых глобусов” и шесть “Оскаров” - вчерашний выпускник Гарварда стал триумфатором, автоматически попав в высшую лигу Голливуда, что по умолчанию сулило большие перспективы в виде мейджорского проекта с внушительным бюджетом. Так оно и случилось, только, судя по хронологии, голливудские продюсеры приметили вундеркинда на “Санденсе”, где в 2013 году он представил короткометражку “Одержимость”. История о джазовом барабанщике завоевала Гран-при и обзавелась полной версией. Спустя несколько лет имя Дэмьена Шазелла уже значилось в новом проекте, который выведет его карьеру на новую орбиту - “Человек на Луне”. В отличие от молниеносного восхождения Шазелла на кинематографический олимп история о Ниле Армстронге пробиралась к зрителю без малого 18 лет. Все началось с Джеймса Хансена, ученого и писателя, который в начале 2000-х задумал выпуск книги, посвященной легендарному космонавту. За чередой отказов со стороны Армстронга все же последовало согласие - биография увидела свет в 2005 году, ее наградили Пулитцеровской премией, а Хансен стал настоящим другом для героя своей книги.
На историю, словно созданную для большого байопика, обратил внимание Клинт Иствуд. Именно он предложил студии WarnerBros. приобрести права и экранизировать биографию, однако по стечению обстоятельств ему так и не удалось оказаться в режиссерском кресле (говорят, сильно увлекся политическими выступлениями). Лишь после того, как правообладателем стала студия Universal, проект сдвинулся с мертвой точки и сразу пополнился двумя ключевыми фигурами - Шазеллом и Гослингом. Впрочем, команда в новый фильм собралась практически та же, что и в мюзикле о молодых мечтателях. На ключевых позициях вновь оказались оператор Линус Сандгрен, композитор Джейсон Гурвиц и оскароносный Том Кросс, отвечающий за монтаж. Сценарий написал Джош Сингер, известный по работе над драмой “В центре внимания”, впервые Шазелл значился лишь на одной позиции - ко всем предыдущим работам сценарий режиссер создавал собственноручно. Новичком в компании оказалась Клэр Фой. Британка, знакомая зрителю по ролям в сериале Netflix “Корона” и мелодраме “Дыши ради нас”, в первый раз работала с гением из Гарварда, но явно не в последний. По собственному признанию Шазелла, отныне все фильмы он хочет снимать только с ней, настолько его впечатлила игра актрисы. Впрочем, блестящее воплощение образа Джанет Армстронг не оставило равнодушными и критиков - восходящей звезде прочат заветную статуэтку в феврале 2019 года. Что касается Райана Гослинга, то, как выяснилось из того же интервью для Daily Afisha, актер подошел к погружению в роль столь серьезно и глубоко, что шокировал всю съемочную команду, включая режиссера. Во время подготовительного периода актер, как паззл, собирал образ Армстронга, чтобы из застывшего портрета сотворить живого человека - сложного и очень закрытого. Так, например, из разговоров с близкими, Гослинг узнал, что, будучи студентом колледжа, космонавт сочинил мюзикл The Land of Egelloc, а его самой любимой мелодией была “Лунная рапсодия” Леса Бакстера, запись которой он взял с собой даже в космос. В фильме вообще много музыки, как это бывает у Шазелла с Гурвицем, и, как это ни странно, мало космоса и романтики покорения. Нет здесь и исторического контекста как такового, хотя Америку 60-х годов раздирали острые социальные проблемы, а сам символ победы США в лунной гонке с СССР - флаг, водруженный на поверхность Луны, и вовсе мелькает на заднем фоне считанные секунды, будто нечто само собой разумеющееся и не столь важное. Все это вызвало гнев и шквал критики у консерваторов и шлейфом тянулось за картиной с самых первых показов в Венеции. Шазелл же говорит, что фильм не об этом. В центре его 138-минутного рассказа, а именно такой хронометраж у “Человека на Луне”, находится Нил Армстронг, его внутренний мир и та личная трагедия, что раздирает его изо дня в день и в итоге гонит в космос. На гиперкрупных планах камера неотступно следует за героем, детально изучая каждую черточку и эмоцию на его лице. Смерть маленькой дочери, провалы в NASA и, как следствие, гибель коллег заставляет его довести эту историю до логического завершения или начала, когда совершен “маленький шаг для человека, но гигантский для всего человечества”. Для Шазелла эта история только начинается, и это для него - выход на новую высоту.
Индекс фильма: “БА” - фильмы, разрешенные для показа детям, достигшим двенадцати лет. |