Мария Коленко Такой Иран вам по телевизору не покажут. Комедия “Свинья” Мани Хагиги разбивает мифы о жизни в стране Персидского залива, ее гражданах и цензуре в кинематографе
Об иранских фильмах мы слышим нечасто, в основном в рамках международных кинофестивалей. Увидеть в местном прокате ленты - настоящее событие. Из-за столь малого количества доступного широкому зрителю киноматериала складывается впечатление, что и истории иранские режиссеры снимают однотипные: о строгой жизни мусульманских женщин, суровом исламе, добыче нефти и о Персидской империи. Свой первый полнометражный фильм Мани Хагиги снял в 2004 году. Он называется “Абадан”, и его показали на кинофестивале “Трайбка”. Двумя годами позднее вышла вторая лента режиссера - “Мужчины за работой”, удостоенная премии Азиатской киноакадемии в номинации “Лучшая работа сценариста”, и она до сих пор считается значительным вкладом в иранское и мировое кино. Роль в фильме “История Эли” открыла Мани Хагиги для публики еще как и талантливого актера. Картину “Свинья” впервые показали на Международном Берлинском кинофестивале в 2018 году, где ее номинировали на премию “Золотой медведь”. Она стала третьим фильмом режиссера Мани Хагиги, показанным в рамках ежегодного кинофестиваля, после картин “Приходит дракон” и “Простой прием”.
Главный герой фильма “Свинья” - иранский режиссер Хасан Касмаи (Хасан Маджуни). Попав однажды в черный список киномейкеров, он вынужден создавать рекламные ролики. Обладая хорошим творческим видением, Хасан из простой демонстрации продуктов с перечислением фактов делает сложные драматические истории. Кризис профессиональный тянет за собой и проблемы в семье. К тому же и главный конкурент украл его любимую актрису Шиву (Лейла Хатами). В один момент на улицах Тегерана начинает орудовать маньяк, убивающий успешных коллег Касмаи, чем приводит в недоумение, а позже и злит нашего героя. “Неужели я не настолько талантлив, чтобы меня убили?” - негодует Хасан. Депрессия сменяется поисками маньяка и желанием доказать не только себе, но и всем жителям Ирана, что он режиссер с большой буквы. Мать Хасана успокаивает его, уверяя, что убийца все равно встретится с ним, просто он оставил Касмаи на десерт. Вообще, поведение главного героя не соответствует его возрасту. Достаточно габаритный мужчина 50 лет с бородой ведет себя как капризный подросток, жаждущий внимания и обижающийся по пустякам. Саркастического, черного юмора в фильме очень много. Чего стоит одно вовсе немусульманское название “Свинья”. Режиссер обращает внимание на то, что гениальность творческого человека особенно рассматривается и становится ценной только после смерти. В фильме Мани Хагиги похоронил и себя. Прослеживается голливудский дух: иранские отвязные вечеринки ничем не хуже выпускных в американских колледжах. Молодежь активно сидит в социальных сетях и гонится за лайками, женщины ищут себе одежду хоть и закрытую, но помоднее. Сквозь призму сатиры показали лицемерие и самовосхваление одержимых пиаром людей. Высмеивают зависимость мира от интернета, а также то, как совершенно бессмысленное творение выдают за что-то сверхгениальное, и когда на вполне конкретные вопросы собеседник нелепо и витиевато пытается ответить.
Режиссеру удалось поговорить со зрителями на важные, волнующие каждого темы простым, веселым, а главное - легким для восприятия языком. Он показал, что в Иране живут сильные женщины, и разрушил всеобщее представление о них как о жертвах. Хагиги в фильме поднимает вопрос современной иранской киноиндустрии, где из-за цензуры режиссеров вносили в черные списки и отправляли за решетку. Так, к примеру, в 2010 году иранский суд приговорил кинорежиссера Джафара Панахи к шести годам тюремного заключения и запретил ему снимать кино и выезжать за границу в течение 20 лет. Причиной вердикта стало обвинение в распространении антиправительственной пропаганды и в подрыве национальной безопасности. Режиссера приговорили к тюремному заключению и запретили снимать кино до 2030 года. Отбывать срок за решеткой Панахи не пришлось. Вместо этого постановщик оказался под домашним арестом.
Режиссер фильма Мани Хагиги: “В иранском кино женщины почти всегда показаны пассивными героями, страдающими от обстоятельств. И где это видано? Ни в одной стране, ни в одной культуре таких женщин быть не может. Я подумал, что коль скоро главный герой Хасан инфантильный меланхолик с кризисом среднего возраста, он просто обязан быть окруженным активными женщинами, которые принимают решения, действуют и при этом искренне любят и понимают его”.
Индекс фильма: “Е18” - фильмы, предназначенные для зрителей с 18 лет |