Мария Коленко Российская спортивная драма “Движение вверх”, вышедшая в широкий прокат, уже успела побить по кассовым сборам нашумевший фэнтезийный “Аватар”! Чем же так привлекла зрителей эта лента?
Фильм “Движение вверх” стал самой кассовой картиной за всю историю российского кинематографа. Кроме того, он сумел обойти по сборам “Последнего богатыря”, что казалось невозможным. Все-таки любит наш зритель ленты, снятые по реальным историям. Да такие, что куда ни плюнь, в факт попадешь. Так случилось и с фильмом режиссера Антона Мегердичева “Движение вверх”, посвященного победе сборной СССР по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, когда советская команда обыграла “непобедимую сборную США”, пребывавшую в фаворитах на протяжении 36 лет. Это ли ни чудо? Хотя, скорее, это годы тренировок, результат сплоченности команды и присутствие у ребят жажды победы. Но иногда так хочется поверить в чудеса. Основой фильма стала автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова “Движение вверх”, роль которого исполнил Кирилл Зайцев. Перед стартом съемок режиссер фильма Антон Мегердичев пересмотрел документальную запись игры 1972 года более 500 раз! После начал обдумывать, каким образом можно перенести этот решающий для СССР матч на современный язык, при этом не потеряв дух тех времен и не отходя от исторических сведений. Адаптация картины удалась. Операторская работа Игоря Гринякина погрузила зрителей в эпицентр динамичной игры. Во время кадров пробежек баскетболиста с мячом порой складывалось впечатление, что фильм ты смотришь в очках виртуальной реальности. Такого эффекта команде удалось добиться благодаря съемке баскетбола с шести камер. На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках. В результате снятые таким образом сцены вошли в фильм. Специально для камеры “паука” молодые инженеры из МГУ создали систему, позволяющую перемещать камеру по тросам, закрепленным под потолком. Благодаря такой конструкции удалось снять множество скоростных кадров и спортивных элементов. Также под потолком разместили 800 кВт теплого света, позволившего вести съемки в разрешении 4К. Финальную игру команда снимала в течение месяца.
Форма спортсменов немного отличалась от оригинальных комплектов игроков сборной - она была чуть свободнее. Актеры массовых сцен щеголяют в винтажных одеждах 60-70-х годов. Баскетбол - очень киногеничный вид спорта. Большинство актеров в фильме и есть профессиональные баскетболисты. Так что не только Кирилл Зайцев тренировался по нескольку часов в день, чтобы выглядеть на экране матерым спортсменом, но и дебютировавший в кино баскетболист Александр Ряполов в течение полутора месяцев занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова - игрока сборной СССР по баскетболу, выступавшего под № 7. Не обошлась премьера ленты без разбирательств. Из-за судебных исков со стороны Евгении Кондрашиной и Александры Овчинниковой (вдов Владимира Кондрашина и Александра Белова) на авторов фильма имя главного тренера мужской сборной СССР по баскетболу изменили на Владимир Гаранжин. Настоящее имя тренера - Кондрашин Владимир Петрович. “Движение вверх” подходит для семейного просмотра, жестоких сцен, обнаженки и сквернословий там нет. Но есть зрелищная игра, путь до которой был тернист. Уровень гордости за братские народы зашкаливал. Ребята справились. Помимо захватывающих матчей вырисовывается в ленте и любовная линия. За отношения Александры Овчинниковой (Александра Ревенко) и Александра Белова (Иван Колесников) переживал весь зал. Страшный недуг Белова мог поставить крест на карьере спортсмена, и игрок под №14 тогда бы не сделал историю в 1972-м. Чудо произошло. Финальный матч по экшну и накалу баскетбольных страстей давал эффект, будто зритель находится не в кинотеатре, а там, со всеми болельщиками, на трибуне. И все затаили дыхание, когда в последние три секунды игры в корзину полетел решающий мяч...
Участник культового матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова Александр, исполнивший в картине роль игрока сборной СССР Геннадия Вольнова, выступили консультантами ленты. Кроме того, Александр Белов стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме. |