|
Ада Викторович
На “Казахфильме” все те, кто неравнодушен к судьбе казахстанского кинемотографа, обсуждали возможность возрождения в Казахстане анимационных фильмов. То, что казахстанская мультипликация практически умерла - в этом сегодня уже никто не сомневается. Но что нужно сделать, чтобы ее возродить?
Этот вопрос волнует не только чиновников от киноиндустрии. Есть масса частных агентств и студий, которые что-то пытаются сделать при помощи своей технической базы. Но, как всегда, камень преткновения - деньги. Есть интерес к этой теме и у художников, и у сценаристов. Но, как правило, если и есть какой-то выхлоп, то только в виде рекламы и изредка музыкальных клипов. Потому практически никто из тех, кто действительно может заниматься производством анимационных фильмов, не знает по-настоящему, каким этот продукт должен быть. Кто его потребитель, в какую сторону двигаться, какие основные идеи эти фильмы должны нести?
Эти и другие вопросы обсуждались за круглым столом, на который собрались режиссеры, мультипликаторы, художники, представители независимых студий, педагоги Жургеновского института. Сначала было хотели пригласить прессу и даже обзвонили многие СМИ. Но в последний момент передумали, объявив журналистам, что заседание не состоится. И все потому, что сами организаторы заседания толком не знали, что нужно на нем обсуждать.
Мне чудом удалось попасть на это совещание, где тема дня была обозначена, как “Возрождение анимации Казахстана”.
Вроде все для этого есть: ресурсы, техническая база. Но нет конкретного цеха, нет сплоченной команды, которая могла бы этим заниматься.
А самое главное, есть кризис идей. Потому конкретного плана по заседанию совета тоже не было. Стратегия развития анимационного фильма, которую обещали предложить и обсудить, так и не была предложена и затронута четко и ясно.
А собрались, мол, познакомиться и выслушать предложения и пожелания.
И правильно, зачем до этого прессу допускать? Мгновенно можно подвергнуться критике. “Пресса будет потом” - заверили нас на “Казахфильме”.
А пока все было похоже на междусобойчик людей, неизвестно, для чего собравшихся. То есть, конечно, идея возрождения анимации была обозначена. Но о чем конкретно говорить, никто не знал. Потому начиналось все вяло. Было предложено объявить конкурс на лучшую идею.
На заседании, кстати, выяснилось, что на полках частных студий и агентств пылятся неоконченные анимационные проекты, остановленные за отсутствием финансирования. Директор “Казахфильма” Ермек Аманшаев предложил эти проекты представить на конкурс. И путем обсуждения целесообразности их выпуска поддержать или отклонить.
|
Российский мультфильм “Илья Муромец и Соловей-разбойник” - увидим ли мы когда-нибудь казахстанские мультфильмы? |
Кто-то из заседавших говорил, что необходимо выработать идею и уже потом приступить к осуществлению обозначенных выше проектов. К примеру, сериал снимать по одной серии. И все подводные камни, технические сложности и спрос изучать в процессе, вроде метода научного тыка, путем проб и ошибок, потому как приступать нужно скорее - время не терпит. Другие говорили, что нельзя так вот сразу, не изучив спроса, приступать к производству.
Словом все происходило, как в басне “Лебедь, рак и щука”. Судите сами.
Ермек Аманшаев: “Мы решили, что есть смысл объявить конкурс на лучший анимационный проект по трем направлениям: анимационный сериал; полнометражный анимационный фильм и специальный проект - ћазаћ ертегiлерi. Эти проекты нужно запускать как можно скорее. Но о том, какие темы должны быть затронуты, какой образ взять для этого, какие должны быть ресурсы - нужно говорить и решать это сообща”.
Алмаз Косубаев, директор креативной студии “Diamond”: “В первую очередь, для того, чтобы понять, какого плана анимационный сериал должен быть, какие сказки показывать, какие граффити, в какой эстетике делать анимационные фильмы, в какой продолжительности и в какое время показывать их, должна быть проведена предварительная работа маркетологов.
Нужно заказать такие исследования маркетинговому агентству, которое изучит рынок и в больших городах, где существуют кинотеатры, и там, где нет доступа к таковым, а существуют лишь республиканские телеканалы. Что и в какое время смотрится на них.
Необходимы очень большие полевые исследования. И только после этого можно получить более достоверные данные. Опросник может состоять из более ста вопросов. Потом необходимо садиться и анализировать, что конкретно, какой продукт востребован сейчас на рынке”.
Ермек Аманшаев: “И сесть за продукт года через два”.
Алмаз Косубаев: “Это вопрос трех-четырех месяцев. Полгода - максимум. Необходимы исследование и тщательный анализ”.
Ермек Аманшаев: “Я согласен с Вами. Вы все правильно говорите. Но все это необходимо делать параллельно. Сегодня же речь идет о том, что каждый из вас представляет какую-то анимационную студию. У вас есть проекты и идеи, которые вы бы хотели реализовать. Я хочу, чтобы мы совместными усилиями их реализовали”.
Кто-то заметил, что, когда проводятся исследования и планирование, как раз таки в этот момент и рождаются те идеи, и сам продукт создается вместе с потребителем. То есть сами дети подскажут, что им нужно.
Ермек Аманшаев: “Ваши идеи и предложения приняты. Теперь мы хотим узнать, какие есть идеи интересных проектов у вас, которые вы не можете сами реализовать, потому что у вас нет денег, нет оборудования, нет возможности, и которые мы могли бы здесь вместе воплотить, используя ресурсы “Казахфильма”: финансовые, организационные, технические. Поэтому мы сейчас хотим объявить конкурс. И показать эти направления. И решили с вами посоветоваться, поскольку, как мне сказали, вы все работаете самостоятельно, автономно. Может, сакумулировать все эти идеи креативных проектов и получить помощь.
У нас времени на раздумья нет. Мы хотим в следующем году получить какой-то реальный продукт. Полнометражный ли это будет фильм или начало сериала, какой-то цикл. И как кинопроизводящая компания мы не можем себе позволить долго ждать. Раньше вот “Мустафу Шокая” снимали пять лет. Мы не можем сейчас снимать по четыре-пять лет. У нас есть жесткие рамки, сроки. Мир движется, и мы не можем все время оглядываться назад. Давайте поговорим об этом.
О чем должен быть конкурс? Направления мы обозначили. Если вы не совсем согласны, вносите коррективы. Мы не определились окончательно с тем контингентом зрителей, к которому мы обращаемся, дети ли это или взрослые, или все вместе. У нас сейчас есть определенный кризис идей. И по документальному кино, и по игровому есть кризис. Нет свежих, креативных идей, которые привели бы нас к какому-то прорыву. По игровому кино мы прочли недавно более семидесяти сценариев. Из них два-три более-менее интересные. Потому говорим, что надо собрать нормальные перспективные идеи и на их основе осуществлять наши проекты”.
Сламбек Тауекел, главный редактор и художественный руководитель редколлегии “Казахфильма”: “Первый лозунг - аниматоры Казахстана, объединяйтесь! Это говорит вам производящая организация “Казахфильм”. Хорошо, что вы собрались познакомиться. Есть три способа рождения ребенка - это природный классический - взаимоотношения мужчины и женщины, второй сказочный - находят в капусте. Третий анимационный - ребенка приносит аист. Поэтому надо заниматься классическим способом.
Все начинается с идеи и сценария. Надо объявить конкурс на идею и сценарий. Вся работа каждого из вас - она полезна для наших детей. Даже рисованные фильмы, графические карикатуры - все нужно и полезно для развития детей. Давайте показывать друг другу эти идеи. Исполнитель и техника - это уже другое дело. Есть бюджет, есть деньги. Нужно объединить эти идеи. Создать ассоциацию анимационного кино. Если у нас будет один идейный склад, сценарный портфель, то мы можем оттуда питаться”.
Ермек Аманшаев: “Есть смысл в том, что мы, национальная компания, готовы найти средства, для того чтобы снять фильмы по направлениям, которые мы обозначили. Нам нужны идеи и проекты, готовы дать деньги и оборудование, если идея нам покажется нормальной и реализуемой. Вы приносите проект, как когда-то впервые был представлен Чебурашка. Мы вас спросим, почему у него такие уши? Вы отстаиваете свою идею. Так будет складываться наше сотрудничество”.
P.S. Сложно оценить, насколько конструктивным было это заседание. Надеюсь, что оно будет иметь продолжение. И в следующий раз обрисуются конкретные темы, планы. И принять в этом участие пригласят представителей прессы, и конкурс, наконец, будет объявлен. Будем его ждать. И ждать новых интересных казахстанских мультипликационных проектов. Но раз такое заседание состоялось, видимо, лед тронулся. |