|
Айгерим Бейсенбаева
В широкий прокат выходит все больше отечественных картин, и интерес публики к ним медленно, но верно возрастает.
Хотя такое явление, как полные залы во время показа картин казахстанских авторов, и не имеет постоянного характера. Зато все чаще можно услышать из уст обывателей фразу “О! Этот фильм сняли наши режиссеры! Надо бы сходить”. Даже если зритель так и не соберется на сеанс, но уже точно задумается, что выбрать: отечественный фильм или какие-нибудь импортные “Пилу-5” или “Домового”.
А возможно, не за горами и то время, когда зритель будет выходить из кинозала, не только исполненный гордости за казахстанский кинематограф, делая скидку на то, что хоть и слабое, но наше, но и действительно будет доволен тем, что приобщился к таинству “важнейшего из искусств”
Потерять доверие зрителя очень просто. Для этого достаточно показать всего один слабый фильм - и все. Больше человек уделять внимание произведениям автора, не заинтересовавшего его, не будет.
Этот вопрос приобретает глобальный характер, когда дело касается казахстанского кино. Деятельность отечественных режиссеров воспринимается нашим же зрителем как единое целое. Не впечатлил фильм одного автора - нет желания смотреть и картины остальных.
Избалованного импортным продуктом зрителя заинтересовать сложно. Тут необходимо создать либо действительно неординарный продукт, либо сыграть на чувстве патриотизма. И, как показала практика, достаточно представить публике хотя бы одну более или менее интересную картину, и шансы остальных режиссеров возрастают.
Недавно вышедшая на экраны картина известного казахстанского режиссера Ардака Амиркулова “Прощай, Гульсары” была принята зрителями более чем благосклонно.
А на днях в кинотеатрах страны начался показ фильма “Мустафа Шокай” - исторической драмы, посвященной жизни и деятельности видного политика XX века. Фильм режиссера Сатыбалды Нарымбетова был представлен на V Международном кинофестивале “Евразия” в программе “Особое событие”.
Режиссер Сатыбалды Нарымбетов, выпускник ВГИКа и ученик Георгия Данелия, лауреат Государственной премии Республики Казахстан и премии “Тарлан”, кавалер ордена “Кџрмет”, известен зрителям своими арт-хаусными картинами “Молитва Лейлы” и “Жизнеописание юного аккордеониста”, не сразу согласился взяться за такой масштабный проект, как фильм о личности Мустафы Шокая.
Авторами сценария к картине “Мустафа Шокай” стали такие известные кинематографисты, как Аким Тарази, Ермек Турсунов и Сергей Бодров.
|
Создатели представляют публике долгожданный проект "Мустафа Шокай" |
Картину снимали в течение пяти лет, и съемки проходили не только в Казахстане, но и во Франции, Германии, Чехии и Азербайджане.
У каждого народа должны быть свои герои, и создатели рассудили, что зрителю будет интересно узнать подлинную историю одной из самых значительных фигур XX века в Казахстане. Фильм посвящен жизни лидера национально-освободительного движения Туркестана, влиятельного политика, премьер-министра иностранных дел Туркестанской автономии Мустафы Шокая.
В годы советской власти имя Шокая было под запретом, его деятельность вызывала многочисленные споры, а самого его называли то героем, то предателем.
Когда деятельность Шокая была реабилитирована, интерес к его персоне резко возрос, было снято множество документальных фильмов о жизни политического деятеля. Картина же режиссера Сатыбалды Нарымбетова - не только историко-биографический фильм, а в первую очередь, драма, рассказывающая трагическую историю выдающейся личности.
Действие фильма происходит в первой половине двадцатого столетия в странах, сыгравших значительную роль в эмигрантской судьбе героя, - Туркестан, Кавказ, Турция и Франция.
Главную роль в картине исполнил актер Азиз Бейшеналиев, сумевший раскрыть образ настоящего борца за свободу своего народа. В фильме рассказывается не только история борьбы за становление и процветание родины, но и история любви Мустафы Шокая. Супруга Мустафы - оперная певица Мария Горина-Шокай - прошла вместе с ним его непростой путь, пожертвовала своей карьерой ради любимого человека.
Главную женскую роль в фильме исполнила известная певица Карина Абдуллина, солистка музыкального коллектива “Мюзикола”. Роль в картине “Мустафа Шокай” стала ее актерским дебютом. Мария Горина, жена Шокая, была известной оперной певицей, выступавшей в театрах Москвы и Петербурга. В фильме незаурядный узнаваемый голос Карины Абдуллиной не используется, она поет голосом оперной певицы Нуржамал Усенбаевой.
То, что Карина Абдуллина является эстрадной певицей в жизни, помогло ей вжиться в роль певицы на экране. Кроме того, одна из песен на казахском языке солистки “Мюзиколы” стала саундтреком к фильму. На эту песню даже был снят клип из фрагментов фильма, который теперь крутят на телевидении. А музыку к картине “Мустафа Шокай” написал известный композитор Куат Шильдебаев.
Кроме того, в картине задействованы актеры: Наталья Аринбасарова, сыгравшая мать героя, Лия Нэльская, Токтарбек Камшыбай, Антон Мясников, Алексей Шемес и другие.
Бюджет картины около трех миллионов долларов, сумма очень небольшая, учитывая масштаб идеи. |