|
Мария Коленко
Всю неделю СМИ пестрили новостями о главной американской кинопремии “Оскар-2017” и казусах, произошедших на церемонии. Сложилось впечатление, что скандалы задвинули по важности, собственно, сами фильмы. Почему бы не узнать, чем был так хорош Кейси Аффлек в фильме “Манчестер у моря”, за которую получил золотую статуэтку, и чем академию искусства зацепил сценарий ленты?
Фильм режиссера Кеннета Лонергана “Манчестер у моря” на 89-й кинопремии был заявлен в шести номинациях, но победил только в двух - “Лучшая мужская роль” и “Лучший оригинальный сценарий”. Вы только представьте, что в 2014 году сценарий этого фильма находился в так называемом черном списке лучших сценариев, которые были не реализованы. С недавнего времени появилась тенденция отмечать наградами картины о тяжелых судьбах простых людей. И “Манчестер у моря” не стал исключением. Главный герой фильма Ли Чендлер (Кейси Аффлек) с виду неудачник, с жалким существованием и огромным пофигистическим отношением ко всем и всему происходящему вокруг. Повествование в фильме идет размеренным шагом, при этом интерес к истории не чахнет (а хронометраж, между прочим, составляет более двух часов). Ли работает сантехником в Бостоне и обслуживает не всегда приятных клиентов. Так, занимаясь проверкой надежности трубы, он всем своим видом и односложными ответами дает собеседнику понять, что ему безразлично все, о чем тот ему усердно рассказывает. Тут следует задуматься, клиент, видя пренебрежительное отношение, продолжает говорить, вероятно, так он чувствует, что не одинок. А Ли, напротив, хочет, чтобы его оставили в покое. Каждый по-разному переживает трагедии. Так, грусть, гложущая Ли изнутри, скапливается годами, и внезапно, в один момент, любая мелочь, будь то не так посмотревший на тебя сосед в баре или придирчивая клиентка, способна вывести героя из себя. Он срывается. Срывается на людях. Злость и ярость порывом овладевают его разумом, и это уже не тот безмолвный Чендлер. Что сделало его таким?
В фильме много флешбеков. Поначалу даже немного путаных. Словно смотришь несколько вариантов развития одной истории. Но нет. Это фрагменты из прошлой жизни Ли, когда он был по-настоящему счастлив со своей женой и детьми. Это время, когда его жизнь имела смысл, но однажды из-за небольшой оплошности все изменилось навсегда... И это не единственная трагедия, которую ему предстояло перенести. Старый приятель из Манчестера сообщил ему печальную новость - скончался родной брат Ли Джо (Кайл Чендлер). Теперь Ли предстояло вернуться в края, откуда он сбежал десять лет назад, пытаясь пережить горе. Но судьба подготовила ему встречу с призраками прошлого. Все люди смертны. Джо подкосила болезнь, а Ли в физическом плане жив, но духовно мертв. Конечно, те раны, что остались у него, время не залечит. Ли нужно было найти в себе силы жить дальше, но он не видел, как именно это сделать, оттого и опустил руки. У его брата Джо остался шестнадцатилетний сын Патрик (Лукас Хеджес). В завещании брат указал Ли опекуном Патрика. Вот и новая задача для нашего героя - найти общий язык с подростком, у которого энергия и гормоны бьют через край. Как приглядывать за Патриком, если он и за собой уследить не может, и вообще не знает, зачем дожил до этого дня. Возможно, встреча с племянником - это его глоток жизни? Да и старенькая лодка, на которой плавали они с братом и Патриком, когда тот был еще маленьким, как отдушина, - взойдя на борт ее, на лицах героев появлялась улыбка. Именно тут они чувствовали, что живут. У Аффлека “Оскар” за главную мужскую роль. Итак, на экране его герой не читает душераздирающие монологи, не жалуется на своё существование, не ищет утешения, да и планов, где крупно были бы показаны его глаза, наполненные слезами, тоже не наблюдается. Он просто рассказывает свою историю. Без пафоса и наигранности, без поднимающихся чуть ли не к небу бровей и дрожащих будто от холода губ - этого нет. Оттого веришь его простоте, искренности. За фильм удалось и полюбить Ли, и возненавидеть, а эмоции и есть лучший показатель достойной игры. Финал не бьет позитивом и хеппи-эндом. Ближе к реальности, к жизни. Все гладко и хорошо в принципе быть не может. Всегда будет то самое “но”... Плавная история без перегруза и тяжелых, замудренных смысловых довесков смотрится на одном дыхании. Хотелось бы увидеть продолжение.
Фильм получил премию Hollywood Film Awards в номинации “Лучший сценарий”. Изначально на главную роль Ли Чендлера был назначен Мэтт Дэймон, но позднее его заменил Кейси Аффлек, а Дэймон остался в проекте в качестве продюсера. Режиссер Кеннет Лонерган и продюсер Мэтт Дэймон уже работали вместе в 2008 году над фильмом “Маргарет”. |