|
Айгерим Бейсенбаева
В широкий прокат вышла картина казахстанского режиссера Ардака Амиркулова “Прощай, Гульсары!” Фильм является экранизацией известного произведения киргизского классика Чингиза Айтматова. Лента уже получила признание широкой общественности, став в этом году номинантом престижной награды - Гран-при Международного кинофестиваля “Евразия”.
Экранизировать произведение режиссера попросил сам Айтматов, и Ардак Амиркулов не мог отказать старому другу. Писатель успел оценить только отрывки будущей картины, но и тем, что видел, был несказанно доволен
Картина известного казахстанского режиссера Амиркулова “Прощай, Гульсары!” была самым ожидаемым отечественным фильмом года. Процесс создания картины длился почти четыре года, и последние работы над лентой были закончены как раз в преддверии открытия кинофестиваля “Евразия”. Фильм “Прощай, Гульсары!” стал бесспорным фаворитом фестиваля, собрав полный зал зрителей, громкие овации публики и поощрение кинокритиков.
Создатель картины Ардак Амиркулов - выпускник ВГИКа, ученик режиссера Сергея Соловьева и яркий представитель уникального явления отечественного кинематографа - Новой казахской волны.
Известность пришла к нему после постановки картин “Гибель Отрара” и “Абай: молодые годы”, и, несмотря на то, что фильмы получили признание, Амиркулов не спешил снова взяться за постановку очередного шедевра, пока его имя было на слуху. Кроме того, он зарекся связываться с казахстанским кинематографом и держал слово в течение многих лет - все это время он посвящал себя коневодству.
|
Режиссер Ардак Амиркулов знает толк в лошадях |
Вернуться в кресло главного режиссера Амиркулова заставила идея экранизировать произведение “Прощай, Гульсары!” известного киргизского писателя Чингиза Айтматова, который очень хотел увидеть свою повесть в постановке казахстанского режиссера.
Повесть классика рассказывает драматичную историю лошади и ее хозяина, жизнь которых поломала машина коллективизации. Этот проект не мог не приглянуться режиссеру, так как давал возможность объединить два любимых дела - кинематограф и разведение лошадей.
Режиссер хотел не только воплотить на экране произведение друга, но и снять кино, которое действительно будет интересным для отечественного зрителя.
В основе сюжета история, происходящая в тяжелые послевоенные годы советского Казахстана, отношения простого колхозника Танабая и его лучшего друга - племенного жеребца Гульсары, гордый нрав которого сломил механизм тоталитарного режима.
По словам создателей, бюджет картины составил около 150 миллионов тенге - сумма небольшая, если учитывать, что кино снималось по мировым стандартам.
Главного героя, коня по имени Гульсары, сыграл 15-летний ахалтекинец по кличке Гарпун. По словам самого Амиркулова, много лет занимающегося разведением чистокровных скакунов, снимать картину, в которой основную сюжетообразующую роль исполняет лошадь, не представилось трудным. Четвероногий актер Гарпун стал для создателей настоящей находкой.
- Со сложностями сталкиваешься при работе над любым фильмом, - говорит режиссер, - и с животными, и без. Работа с лошадьми была ожидаемой сложностью. Я думаю, нам повезло - лошадь выполнила как раз то, что нам было нужно. В чем-то нам, конечно, пришлось отойти от литературной основы по той простой причине, что в рассказе можно написать все что угодно: лошадь подумала, лошадь с грустью посмотрела, а в кино же все это сделать сложно. И некоторые вещи, которые нам показались нереалистичными, мы даже не пытались сделать.
Например, по произведению главный герой, иноходец, обращает внимание на одну кобылку, скучает по ней и так далее. Такого быть не может, я сам развожу лошадей и знаю, что лошади - это стадные животные, полигамные: им не присущ выбор одного спутника.
Но вообще, по словам создателей, картина была снята по очень близкому к литературному источнику сценарию. Адаптацию произведения классика осуществил известный сценарист Ержан Рустембеков.
Роль Танабая, хозяина Гульсары, досталась киргизскому актеру Доктурбеку Кыдыралиеву, а главную женскую роль сыграла студентка Академии искусств имени Жургенова Жанель Макажанова. Это не первая роль молодой актрисы - до этого она приняла участие в съемках картины Рустема Абдрашева “Остров возрождения”.
Помимо этого в фильме “Прощай, Гульсары!” задействован актер Нурлан Сегизбаев, сыгравший когда-то главную роль в фильме “Меня зовут Кожа”. Словом, актерский состав картины состоял и из настоящих профессионалов, и из начинающих актеров - и те и другие справились с задачей блестяще, и заслугой тому стала режиссерская работа Амиркулова, который всегда требует от актеров полной отдачи, независимо от того, человек это или животное.
Картина приняла участие во многих кинофестивалях и была отмечена несколькими престижными наградами. Помимо этого режиссер фильма “Прощай, Гульсары!” Ардак Амиркулов заявил, что в декабре картина примет участие в индийском кинофестивале, а также будет показана на турецком кинофестивале в Стамбуле. Но, по словам режиссера, участие в международных фестивалях - это не главное. Гораздо важнее, чтобы картину оценили отечественные зрители и в Киргизии - на родине Айтматова. |