|
Алина Cергеева
Народного артиста России Александра Абдулова больше нет. Утром 3 января в Москве после тяжелой и продолжительной болезни - рака легких - актер скончался. Эта печальная новость молниеносно разошлась по всему постсоветскому пространству. Соболезнование родным и близким Абдулова выразили президент страны Владимир Путин и премьер России г-н Зубков.
Художественный руководитель театра “Ленком” Марк Захаров, который знал актера с его первых ролей, рассказал, что Александр Абдулов был мужественным и остался человеком незабываемым в истории “Ленкома” и в его судьбе.
Абдулова многие знали лично и в Казахстане. Во время съемок картин и гастролей с антрепризными спектаклями он в разные годы познакомился с Сергеем Азимовым, Игорем Вовнянко, Татьяной Рау, Галиной Леоновой... Все эти люди помнят Абдулова как яркого, энергичного, веселого и солнечного человека
Он мог бы подарить много прекрасных образов, которые бы радовали наши сердца, но жизнь не спрашивает, где остановить шаг талантливого человека, и к нам пришло печальное известие о его смерти.
К сожалению, в последние время все больше уходит поколение известных людей, любимых актеров, которым 50-60 лет. Они то попадают в катастрофы, то страдают неизлечимыми болезнями... Увы, судьба неумолимо делает свой росчерк, и кто-то уходит раньше, кто-то позже. Как говорится, бог дает, бог берет...
Рассказывает председатель Союза кинематографистов Казахстана Игорь Вовнянко:
- Я работал с актером Александром Абдуловым во время съемки фильма “Тайна мадам Вонг” по сценарию Станислава Говорухина. Я был главным оператором. Актерский ансамбль: Армен Джигарханян, Ирина Мирошниченко, Серик Конакпаев, Александр Абдулов...
Мы снимали на Черном море. Александр Абдулов был молодым, талантливым, заключал в себе актерскую силу, мощь, энергию. Это были интересные для нас всех дни. Саша запомнился мне молодым, полным энергии. Он был обаятелен. Всегда занимал в компании достойное место, молодость говорила за себя, он был популярен в кругу женщин. В чем-то даже обходил Армена Джигарханяна. Он был лидером, умел зажигать компанию.
После этой съемки, конечно, я отслеживал яркий путь Александра Абдулова в кино и театре. Он блистательно сыграл множество ролей. Ему повезло, когда он попал в очень надежные руки режиссера Захарова. Тот сумел из таланта вылепить поистине большого актера. Дал ему роли в “Ленкоме”. Его актерские работы говорят сами за себя, он ведь, по сути, романтический герой.
Сразу скажу, что не стану записывать себя в его друзья. В силу возраста я был ближе к Джигарханяну, кроме того, сразу после съемки “Тайны мадам Вонг” я уехал работать в Казахстан. Но в Москве я с удовольствием бывал в “Ленкоме” на его спектаклях. Одним из самых ярких для меня стал “Юнона и Авось”, где Абдулов играл вместе с Караченцовым.
Я давно в кинематографе, и через меня прошло много актеров достойных, талантливых, которые украсили и мою жизнь, и мою биографию, привнесли яркие страницы. я был ближе к Джигарханяну, но запомнил, как Абдулов стартовал резко и впечатляюще! Он шел рядом с великими актерами и учился у них.
Для меня, несмотря на множество его ролей, он останется романтическим героем, который олицетворял молодое поколение и в театре, и в кино.
Киновед Галина Леонова дважды брала интервью у Александра Абдулова и вспоминает актера как целеустремленную личность, интересную персону киномира.
- Я смотрела на сцене “Ленкома” спектакли с участием Абдулова “В списках не значился”, “Жестокие игры” по пьесе Арбузова, в роли Сиплова в “Оптимистической трагедии”, в “Поминальной молитве”, когда Абдулов играл вместе с Леоновым...
Абдулов много раз приезжал в Казахстан с антрепризными спектаклями. Но однажды я увидела его вне сцены. В Сочи на “Кинотавре” он отмечал свое 40-летие. Он был в центре внимания и коллег, и журналистов, и зрителей. Вокруг него было шумно, весело, всегда было много людей. Одним своим присутствием он умел создавать особенное настроение.
Помню, как Вера Глаголева отзывалась о нем: “Идут съемки, рутинная работа, и когда появляется Абдулов с ним приходит праздник. Все сразу становится с ног на голову. На съемочной площадке он появлялся как солнце!”
Вспоминаю, как Сергей Cоловьев, актер, сыгравший с Абдуловым в картине “Черная роза - эмблема печали. Красная роза - эмблема любви”, говорил: “Когда мне говорят об Абдулове как о супернахале, мне всегда дико смешно. Саша - один из самых ранимых людей, которых я знаю”.
Абдулов был неуемен, многолик, он лицедей и бизнесмен, доволен он и имиджем донжуана... При том всегда на гребне популярности.
Как-то он приехал в Алматы со спектаклем в составе блестящего актерского ансамбля: Алферовой, Шаниной, Збруева. Во время пресс-конференции львиная часть вопросов задавалась Абдулову. Одна молодая журналистка, видимо студентка, по неосторожности высказала не то свое, не то чужое мнение о том, что у Алферовой была неудачная роль в сериале “Хождение по мукам”.
Ирина, как рыба, выброшенная на берег, глотала воздух и от растерянности ничего не могла ответить. Тогда Абдулов заступился за актрису и ответил: “Вы молодая и фильма-то сами не видели. Откройте подшивки тех лет, когда вышел фильм. Все критики в один голос говорили, что роль Кати в сериале - удача Ирины Алферовой и не любить ее в этой роли невозможно”. Заступился здорово. И уже по одному этому поступку можно было судить о личности актера...
Как-то перед спектаклем он нашел время для интервью. Он хорошо понимал, что с ним пришли разговаривать об искусстве. Он признался тогда, что не любит дилетантские вопросы о том, где он родился, крестился... Таких журналистов он отправляет читать энциклопедии. Ему интересно говорить об искусстве, творчестве, кино.
Об Абдулове всегда много писали и говорили. Одно время приписывали ему титул секс-символа российского кино. Об этом он говорил так: “Это бредни. Меня облачили в кафтан секс-символа, и я его ношу, потом сами же разоблачили, но я-то не изменился. Я Абдуловым остался”. Тогда я попросила его охарактеризовать самого себя в трех словах, и он ответил: “Я очень хороший”. |