|
“1408” - название фильма мало о чем говорит. Да и сама картина поначалу не особо напоминает ужастик, скорее - драму. Уставший от жизни писатель Майк Энслин, разочаровавшийся и надломленный трагедией прошлого, предстает перед зрителями во всей красе своего скучного и безрадостного существования.
Он цинично продает товар, в который сам давно уже не верит, - пишет книги о привидениях. Особенно его, как исследователя, привлекают привидения, живущие в гостиницах и на постоялых дворах. Те, что делают хорошую рекламу любому, даже самому захудалому заведению. Посещая все эти нехорошие места, он с завидным упорством ищет хотя бы малейшее доказательство существования призраков и при этом уверен, что ничего не найдет. Хочешь встретить призрака, заявляет герой, поезжай в Диснейленд! Деятельность Энслина направлена не на то, чтобы доказать присутствие потустороннего в нашей жизни, а скорее, опровергнуть его.
Получив странный совет: ни в коем случае не останавливаться в апартаментах под номером 1408 одного из нью-йоркских отелей, он, естественно, сразу мчится туда. И попытки смотрителя заведения отговорить настырного писателя, конечно же, только подогревают интерес Энслина. Пытался взять след хотя бы самого захудалого призрака, а получил Истинное Зло, воплощенное в простом гостиничном номере. “Пиво за восемь долларов?! Да в этом номере действительно Чистое Зло!”, - только и успевает пошутить несчастный скептик, а дальше типичная и серенькая драма превращается в качественный мистический ужастик.
Обычно герои фильмов ужасов просты и незамысловаты. Характер Майка Энслина, неисправимого циника, раскрывается посредством первых нескольких сцен фильма, а дальше уже зритель со среднестатистическим уровнем умственного развития может предугадать каждое действие главного героя. В принципе, этого героя с тоской во взоре мог бы сыграть любой мало-мальски хороший актер, но именно Джон Кьюсак сумел воссоздать образ помятого жизнью человека, которого не грех встряхнуть каким угодно способом.
Как промелькнувший метеор, вспыхнула и тут же погасла яркая персона управляющего в исполнении Самуэля Л. Джексона. Его в фильме было непростительно мало. Но за те пять-десять минут, которые этот дьяволический персонаж провел в кадре, он успевает привлечь зрителей своей харизмой, и весь оставшийся фильм ждешь вторичного появления управляющего.
Возможно, ярые поклонники Стивена Кинга, по произведению которого, кстати, и снят фильм, найдут к чему придраться, во весь голос заявляя, что не так себе все это представляли. Однако же кинокритики очень благосклонно отозвались об очередной экранизации Великого Кинга, и действительно, картина, как яркий представитель жанра ужасов, получилась оригинальной, практически лишенной классических клише. Все завернуто не на реках крови и неожиданных нападениях из-за угла, а на глубокой психологии. Сюжет лихо замешан на воплощении классических кругов ада. Тут есть над чем поразмыслить, в этом и заключается индивидуальная особенность этого фильма ужасов. Ну и конечно, временами страшно, а временами очень страшно - эта картина являет собой пример разумного фильма ужасов, который пугает зрителя медленно и на редкость вдумчиво. Всю эту красочную картину дополняют философские монологи главного героя.
Особый интерес представляют удивительные, но, впрочем, вполне предсказуемые метаморфозы, происходящие с сознанием главного персонажа в течение фильма. Из убежденного скептика, пытающегося разложить любое, даже самое необъяснимое явление действительности на мелкие составляющие, он превращается в человека с героическими наклонностями, пройдя несколько стадий. Трезвый анализ сменяется безотчетным ужасом, а затем, под воздействием безвыходности ситуации, наступает смирение. Ужас цикличен, как круги ада, так же закольцован и, следовательно, бесконечен. Но у человека, как сказано в фильме, есть выход - экспресс-выписка из адского номера, которой и воспользовались полсотни жертв - предшественников злосчастного писателя, не выдержавших испытаний, придуманных изощренными апартаментами.
Вообще, весь фильм, даже до начала появления на экране мистических явлений, пропитан ощущением безнадежности, которое и усугубляется по мере развития событий. Даже по наступлению пресловутого хэппи-энда зритель не в полной мере уверен в том, что замученный писатель все-таки вырвался из злополучного номера. Облегчения нет - гнетет мысль, что реальная действительность, окружающая главного героя, это всего лишь очередные декорации к новой фазе фантасмагорического ужаса, творимого номером 1408.
По шкале, использующейся главным персонажем для оценки ужасности отелей с привидениями, фильму можно смело присудить десять черепов из десяти.
|