|
Мария Коленко Идеальный мир, в котором счастливые супруги имеют любимую работу и вот-вот ожидают появления первенца, в одночасье рухнул. Как научиться жить по-новому? Ответ на этот вопрос попыталась дать режиссер и сценарист Лиза Лангсет в своей психологической драме “Отель”
После того, как насмотришься и начитаешься вдоволь плохих и шокирующих новостей из нашего мира, драма - не лучший жанр фильма для вечернего просмотра для человека, преследующего цель отвлечься от будничной суеты и проблем. Однако ничто так не успокаивает человека, находящегося в не самом лучшем положении, как встреча другого субъекта в еще более глубокой луже. Главная героиня фильма “Отель” Эрика в исполнении прекрасной актрисы Алисии Викандер (“Агенты А.Н.К.Л.”, “Шеф Адам Джонс”, “Седьмой сын”) - упрямая, эгоистичная особа, привыкшая контролировать каждый свой шаг и все вокруг, включая роды.
Уверенная в себе, элегантная, одевающаяся со вкусом леди в миг превратилась в растрепанную замухрышку. Контрастность событий изменила не только внутренне состояние героини, но и внешнее. Теперь подробнее. Эрика, попав к докторам в час икс и узнав, что ей не будут делать кесарево сечение, как она хотела, а придется рожать естественным путем, пришла в ужас. Паника взяла бразды правления, а фраза “Я отказываюсь так рожать” еще раз подчеркнула истеричность и принципиальность. Но ее заставили. Сцена смотрелась жутко, будто это не появление новой жизни, а пытка. В итоге ребенок родился, но не так. Эрика с презрением смотрит на своего первенца. К такому исходу событий она была явно не готова. Да и весь мир уже не такой, крутится не по правилам Эрики. Все ее не устраивает. Она замыкается в себе. Спешу отметить, что это не первая сцена, вызвавшая раздражение. Самым гадким моментом во всем фильме стала жуткая песня, режущая ухо, в начале и конце картины. Вам, дорогие читатели, повезло. Вас предупредили, так что закрывайте уши вовремя. Понравилось, что основная проблема раскрывается в первых минутах “Отеля”, и не приходится ждать, как в некоторых фильмах, когда же произойдет тот самый переворот. Счастливым минутам жизни Эрики и ее супруга отведено около десяти минут. И сразу начинается погружение зрителя в уже неидеальный мир героини. Настигла Эрику депрессия. Страшная и беспощадная. Жизнь потеряла всякий смысл. Но, когда есть рядом любящие люди, все возможно решить. Эпизод возвращения Эрики из больницы домой, где она застывает напротив окна, а затем медленно поворачивает голову и останавливает свой взгляд на манеже, - очень сильный. Камера облетела вокруг Эрики и показала все ее эмоции и переживания - браво оператору Симону Прамстену. Вернемся к истории.
Муж Эрики, обеспокоенный состоянием своей супруги, принудил ее посещать курсы групповой психотерапии, где каждый рассказывает о своих проблемах и чувствах. Здесь женщина встречает своих новых друзей, которые нашли силы рассказать о том, что с ними произошло, и стараются изменить себя и отношение к сложившимся ситуациям. Эрика молчала. Но, сидя на сеансе и слушая остальных, она вырывала отдельные фрагменты, фразы, которые смогли бы стать ключами если не к решению, то к облегчению тяжелой проблемной двери. Посетив несколько занятий и узнав, что перерыв до следующего будет достаточно длинный, женщина решает некоторое время пожить в отеле вместе со своими товарищами по психотерапии. Там герои устраивают собственные сеансы и помогают друг другу всяческими, порой извращенными, способами, поскольку в стенах отеля можно жить анонимно, а наутро проснуться другим человеком. Признать, что ты болен и нуждаешься в помощи, - большой шаг. Этот переход Лиза Лангсет показала в фильме мастерски. Герои и друзья Эрики - патологический лгун Петер, престарелая, озабоченная Пернилла, терпящая издевательства, неуверенная в себе Анн-Софи и недолюбленный в детском возрасте мамой Рикард - в отеле они становятся настоящей семьей. Но надолго ли? Бежать от реальности невозможно. После просмотра этой картины останется ощущение, что ты только что сам сходил на сеанс к психотерапевту. Фильм представляет собой этакие уроки по борьбе с депрессией и подчеркивает, что справиться с проблемой в одиночку очень сложно. Найдите того, кто сможет вам помочь, найдите общий язык с вашей болью и не замыкайтесь в себе. Решение принимать все равно придется вам. Рано или поздно. Финал картины открытый, как мне показалось. Да, хочется, конечно, настроиться на позитивную волну и верить, что все-таки жизнь героини наладилась, но пессимистичный чертик засел и предлагает и иные концовки. Посмотрите сами и выберите свой вариант.
Лиза Лангсет - шведский передовой режиссер, интересующийся в первую очередь темами секса, класса и власти. Ее дебютный фильм “Чистота”, выпущенный в прокат в 2010 году, рассказывает про структуры власти в мировой культуре, также он стал началом карьеры для восходящей звезды шведского кино Алисии Викандер. Над фильмом “Отель” Лангсет и Викандер работали в 2013 году. Картина имеет две награды: приз за лучшую женскую роль на фестивале в Марракеше, а также премию “Золотой жук” в Швеции за лучшую женскую роль второго плана. |