Айгерим Бейсенбаева
Как утверждают казахстанские кинокритики, в скором будущем нас ожидает возрождение отечественного кинематографа. Сей факт подтверждают цифры: два года назад в Казахстане снималось не более пяти художественных фильмов в год, в нынешнем же году казахстанскими деятелями киноискусства (и при участии их) было создано более 25 картин. Причем часть из них была снята частными киностудиями, что является показателем зарождения в республике коммерческого кино
Как говорится, процесс запущен, и детонатором, без сомнения, послужил громкий успех и коммерческий размах исторического фильма “Кочевник” (2005, Казахстан - Россия - США) режиссеров Сергея Бодрова-старшего и Талгата Теменова.
Этот первый масштабный кинопроект Казахстана доказал всем, что и в нашей стране в кино можно вкладывать средства. В итоге уровень кинопроизводства в стране с 2005 года вырос в три раза.
Возвращаясь к картине “Кочевник”, надо сказать, что данный фильм был первым примером сотрудничества отечественных деятелей кино с кинематографистами Голливуда. В нынешнем же году казахстанские деятели кинематографа “засветились” в крупном проекте - художественной картине “Монгол”, освещающей молодые годы жизни одной из самых значительных фигур мировой истории - завоевателя Чингисхана.
Эта масштабная историческая постановка опять же от режиссера Сергея Бодрова объединила под своим крылом пять стран-производителей: Россию, Казахстан, Китай, Германию и Монголию. Бюджет картины “Монгол” составил 15 миллионов евро, а рекламный бюджет - 2 миллиона долларов. Фильм демонстрировался на более 400 экранах мира, и кассовые сборы его по самым скромным подсчетам составили около 5 миллионов евро.
Съемки картины проходили преимущественно в Северном Китае, Казахстане и лишь частично в Монголии. Главного героя играет японский актер Таданобу Асано, на роль Борте, жены Чингисхана, режиссер выбрал монгольскую студентку-журналистку Хулан Чулуун. Фильм снимался на монгольском языке.
|
Великий Чингисхан на завоевании мира |
Команда создателей исторического фильма “Монгол” была поистине интернациональна. Сценарий был написан Сергеем Бодровым совместно с известным сценаристом Арифом Алиевым. Монтаж фильма осуществил Зак Стэнберг, лауреат “Оскар” за фильм “Матрица” (1999). В качестве главного художника-постановщика картины выступил известный скульптор Даши Намдаков, чьи работы представлены в самых престижных мировых галереях и музеях.
Исторический эпос “Монгол” (2007) был включен в основной конкурс II Римского кинофестиваля, который прошел в сентябре в столице Италии.
Но самая главная заслуга картины перед нашей страной - это номинация фильма “Монгол” от Казахстана на самую престижную кинонаграду “Оскар” как “лучшего фильма на иностранном языке”.
Это что касается самого масштабного за текущий год проекта Казахстана. Вторым по значительности можно считать казахстанско-франко-немецкий фильм “Улжан” известного режиссера Фолькера Шлендорфа, одного из выдающихся мэтров мирового кино. Главную роль в картине исполнила прославившаяся после картины “Кочевник” молодая актриса Аянат Ксенбай. Фильм “Улжан” был представлен на знаменитом Каннском фестивале в почетной программе, посвященной 60-летнему юбилею кинофестиваля.
Национальная киностудия “Казахфильм” в этом году работала более чем продуктивно. Режиссер Рустем Абдрашев завершил работу над фильмом “Курак корпе”, в основе которого история шестилетнего мальчика со своеобразным складом ума и необычным взглядом на реальную действительность. Казахстанский режиссер Дарежан Омирбаев снял художественный фильм “Шуга”, который является современной интерпретацией романа Л. Толстого “Анна Каренина”.
Картины Омирбаева и Абдрашева были представлены на Международном конкурсе кинофестиваля “Евразия-2007”.
На базе киностудии в этом году были созданы: фильм “Стриж” молодого режиссера и сценариста, ученика известного казахстанского кинематографиста Ардака Амиркулова Абая Кульбай и криминальная комедия “Умараса” режиссера Серикбола Утепбергена. Обе картины были также представлены на кинофестивале “Евразия-2007” в конкурсе центрально-азиатских и тюркоязычных стран.
|
Кадры из фильмов “Курак корпе”... |
Уходящий год по праву можно назвать отправной точкой для начала развития коммерческого кино Казахстана. На Венецианском международном кинофестивале в рамках Недели критики прошла мировая премьера картины нашей соотечественницы - продюсера и режиссера Жанны Исабаевой. Художественная драма “Карой”, представлявшая Казахстан на этом престижном фестивале и являющаяся дебютной картиной Исабаевой, вызвала настоящий ажиотаж в рядах кинокритиков Венецианского фестиваля.
Не иначе как громкий успех российских криминальных драм вдохновил казахстанского режиссера Ахана Сатаева на создание картины о жизни преступного мира. В начале ноября вниманию общественности был представлен художественный фильм “Рэкетир”. Главные роли в картине сыграли молодые начинающие актеры Саят Исембаев, Мурат Бисембин, Асель Сагатова. Кроме того, в съемках задействованы известные казахстанские артисты Жан Байжанбаев, Ментай Утепбергенов и популярный российский актер Владимир Вдовиченков.
|
... “Рэкетир”, “Монгол” |
|
И под занавес уходящего 2007 года в казахстанский прокат вышел фильм режиссера Тимура Касымжанова под названием “Дерибас”. В дебютной картине молодого режиссера рассказывается о жизни золотой молодежи современной южной столицы. Кроме того, в фильме звучат композиции казахстанских исполнителей, а главную женскую роль в картине играет популярная рок-певица Асем.
Опыт картин “Дерибас” и “Рэкетир” показал, что теперь деятели казахстанского кинематографа вкладывают силы и средства не только в создание фильма, но и в то, чтобы достойно его преподнести публике. А благодарные зрители готовы идти в кинотеатры на просмотр отечественных кинолент не только из патриотических соображений.
Подводя итоги, можно смело утверждать, что художественных картин в Казахстане теперь снимается достаточно. Правда, о качестве и художественной ценности продукции говорить пока рано - знающие люди от мира кино надеются, что со временем обязательно сработает диалектический закон: переход количества в качество. |