|
Мария Коленко “Самая смелая комедия” - гласит слоган к фильму Риада Саттуфа “Джеки в царстве женщин”. Корреспондент “НП” попыталась определить “степень храбрости” киноленты
Представьте, что в какой-то стране один пол находится на привилегированных позициях. Его представители занимают высшие должности, пишут под себя законы и всячески принижают и ущемляют права слабого пола. Вторым остаются только две вещи - это заниматься обустройством домашнего очага и вести хозяйство. Согласитесь, представлять эту картинку не составляло особого труда до этого момента... В фильме “Джеки в царстве женщин” слабый пол... это мужчины! Действие разворачивается в вымышленной демократической республике Бубун, где именно все так и происходит. В стране поклоняются... лошади, и высший военный состав носит отличительные знаки - двуглавую лошадь. Если сравнивать с реальной жизнью, можно заметить, что поклонение лошади в фильме - это символ того, как люди почитают разных богов, верят в небесные светила и неких существ на протяжении многих веков. Режиссер будто задает вопрос: “А почему бы и не поклоняться лошади, если можно молиться солнцу, кошкам и коровам или любым предметам?”.
Замечательной республикой, где живут самые счастливые, будто вечно находящиеся под веселящим газом, люди, руководит Генералисса (Анемон), которая вскоре должна передать бразды правления своей дочери Полконессе (Шарлота Генсбур). Бубунцы бед не знают. Бесплатная еда, поступающая по специально выведенному кашепроводу прямиком в дом. Каждый житель занимается тем делом, к которому имеет склонность: мужчины - домашним хозяйством, женщины - службой государству и народу. Жизнь слабого пола здесь действительно прекрасна. Счастливое, беззаботное детство без посещения школы и уроков, прекрасный подростковый период, проведенный над сочинением стихотворений и в ожидании прекрасной суженой. А как прекрасен момент, когда после предварительно договорившихся матерей порог дома переступит жена, чтобы увести молодого мужчину в новую обитель, причем на поводке. Но не подумайте, это всего лишь традиции, никакого унижения. После они создадут семью, муж будет заботиться о детях и носить хиджаб, чтобы никто, кроме жены, не глядел на него. В этом идеальном мире Бубун живет Джеки (Венсан Лакост), идеальный парень на выданье: он отлично готовит, скромно одевается и мечтает попасть на бал, где его обязательно заметит прекрасная Полконесса на белом коне, к которой он испытывает самые трепетные чувства. К своему удивлению, застенчивый жених быстро окажется в центре дворцовой интриги, но на пути к мужскому счастью его не остановят ни коварная родня, ни жестокая диктатура. Для 21-летнего французского актера Венсана Лакоста такая роль - отличная перспектива для дальнейшей карьеры, а уже опытная Шарлотта Генсбур смотрится весьма уместно в образе деспотичной Полконессы. Юмор в картине на уровне, однако становится грустно от совокупности проблем, поднятых в ленте. Фильм всей своей линией демонстрирует, насколько глупа и беспомощна идеология некоторых в реале существующих государств. Ненароком вспомнились нашумевшие ленты “Диктатор” и “Интервью”, которые, правда, выглядят невероятно глупо в ряду с лентой Саттуфа. В “Джеки” Риад смешит интеллигентно, не выходя за рамки приличия. Добрая мысль о том, что не следует отказываться от своей мечты, какие бы преграды на пути бы вам ни повстречались, идти вперед, отчетливо прослеживается в фильме. Республика Бубун - это образ любой страны, где господствуют социальные, политические и религиозные предрассудки. Кстати, карта Бубуна на самом деле карта Грузии (даже столица отмечена там же, где находится Тбилиси), а сам фильм был полностью снят в городе Гори. В основе “Джеки в царстве женщин” лежит сказка про Золушку, только с перевернутыми гендерными ролями. Риад Саттуф, вероятно, снял самую провокационную комедию в своей жизни, решив поменять местами мужчин и женщин, в сущности, их манеры, привычки и обязанности. Он, кстати, выступил сценаристом, композитором и актером в собственной ленте. В его картине изобилие сарказма и огромное количество различных намеков и символов, которые не заметить просто невозможно.
Режиссер высмеивает то общество, которое вопреки времени и смене поколений не принимает современные новшества, а строго следуют своим ритуалам и традициям. Этот фильм - пародия на тоталитаризм, феминизм и религию с долей аккуратного, а главное - уместного юмора. Временами очень грубая, жесткая, но смешная комедия о перевернутом мире подходит для просмотра лицам, которым больше 18 лет. Французское кино, пожалуй, лидер по неординарным концовкам, и картина “Джеки” не стала исключением. Фильм Саттуфа - это талантливое, смелое заявление, бросающее вызов многим устоям нашего общества. И делается это не столько для прочтения морали или насмешки, сколько для всесторонней оценки того, к чему человечество пришло, зациклившись на насилии, необразованности и слепой вере. В завершение хочется присоединиться к лозунгу нового правительства Бубун: “Демократию в каждый дом и овощи в каждую тарелку!”
Режиссер фильма Риад Саттуф вырос в сирийской провинции, где быт не менялся веками, а блага цивилизации состояли лишь в наличии электричества на несколько часов в день |