|
Мария Коленко Первый казахстанский блокбастер с участием голливудских звезд и популярных актеров Казахстана и России - “Весь мир у наших ног” - вышел на киноэкраны. Режиссер картины Саламат Мухаммед-Али рассказал корреспонденту “НП”, как он проложил свой путь в большое кино
- Саламат, это Ваш первый режиссерский опыт в съемках полнометражного художественного кино. Вы очень долго к нему готовились. Как случилось, что, не имея профессионального режиссерского образования, Вы вдруг взяли и осуществили такой масштабный проект?
- Я бы, конечно, мог уже давать мастер-классы. И мой мастер-класс назывался бы “Магия кино”. Я люблю говорить, что в кино многое зависит от такой составляющей, как провидение. Это настоящая магия кино. Но к этой магии я прикоснулся спустя много лет, двигаясь не только осознанно, но и по наитию. То есть все шло своим чередом. Я занимался тем, что мне интересно, а уж куда привел меня этот путь, вы видите сами. - Так с чего же все началось? - Началось, наверное, с того, что в свои 24 года я приобрел звуковую карту и увлеченно начал писать музыку для компьютера на базе программного обеспечения Sound Forge. Это, можно сказать, профессиональное увлечение завело дальше. Однажды меня так заворожила идея создания видеоклипа для группы “Дастан”, что я был твердо намерен это осуществить. Моя первая работа называлась “Березка”. Видеоклип транслировали по телевизионным каналам, и, что самое приятное, это мое первое произведение поразило зрителей качеством исполнения, творческой задумкой и новизной восприятия. Не удивительно, что мой первый успех послужил началом и стимулом для создания новых видеоклипов, передач и даже документальных фильмов. - Идея снять кино зародилась у Вас в тот период? Что к этому подтолкнуло? - Все-таки жизнь - такая интересная штука: в 2000 году, когда я работал на одном телеканале, как-то раз к нам в офис залетел крохотный птенец, сейчас даже и не припомню, кто именно - соколенок, ястреб или беркут. Но точно помню - из семейства орлиных. Я не растерялся, поймал его, накинув на птенца зеленое полотно - фон, который предназначался для видеосъемок. А когти у птенца острые и опасные. Это был тот самый период, когда в наш город часто приезжали арабы и скупали птенцов-балобанов. Поймай я тогда того малыша, я бы мог легко заработать не менее 20 000 долларов! И на эти деньги купить себе в то время трехкомнатную квартиру в Алматы или Актау! Но какой-то голос подсказал мне освободить того крохотного пернатого пленника. Я отпустил его в синюю даль, тихо шепнув, что это “на удачу”. И в 2001 году, после наступления капитализма в Казахстане и сворачивания государственных телеканалов, где-то в середине мая меня вдруг осенила идея снять свой художественный фильм. Когда-то давным-давно меня, молодого парня, до глубины души тронул и впечатлил фильм под названием “Мираж”, снятый по роману Джеймса Чейза “Весь мир в кармане”. И, по существу, эту идею о собственном фильме я пронес по всей своей сознательной жизни! - Как этот замысел начал работать? - Сначала у меня появились новые знакомые из творческой элиты. Судьба свела меня с человеком-легендой, композитором и аранжировщиком, имя которого было у многих на устах. Звали его Сергей Петухов. В нашем регионе он известен как руководитель творческого проекта - детского коллектива, который знали далеко за пределами страны. Мы подружились, и он время от времени любезно брал меня с собой в Москву. Я искренне благодарен Сергею: ведь именно его наставления двигаться вперед и развивать свои способности меня бесконечно вдохновляли и воодушевляли. Он умел найти такие проникновенные слова, которые брали за душу и заставляли меня поверить в свой талант, не оглядываться назад и всегда смотреть вперед, невзирая ни на что. И в один из переломных моментов моей жизни меня охватило безудержное желание снять фильм под названием “Весь мир у наших ног”. - А как Вы попали в Алматы? - Одна из моих встреч с приятелем по имени Бауыр оказалась судьбоносной. Как-то в одной из откровенных бесед он мне посоветовал отправиться в южную столицу. Он убедительно меня уговаривал и заверял, что именно в Алматы я смогу раскрыть свой талант в полной мере и реализовать свой потенциал. Его слова, словно маяк, манили меня в далекое и неизведанное прекрасное. Меня словно подменили, идея перебраться в этот город стала навязчивой, а ведь к тому моменту у меня был налаженный бизнес, замечательная дружная семья, дети, доброе имя и хорошая репутация. Казалось бы: работай в удовольствие, радуйся и наслаждайся жизнью, воспитывай детей! Ан нет, в голове крутились слова: “Надо отдать малое, чтобы добиться большего” - слова, которые стали моим жизненным принципом. - Как Вы решились на подобный побег из счастливой жизни? - Так случилось, что семья моя распалась, я развелся с женой, забрал свое оборудование и уехал в Алматы. Это был 2006 год. Там меня встретил мой друг Калдыбай Еламанов, талантливый аранжировщик, звукорежиссер. Я поселился у него в студии. И с этого момента я начал плотно изучать формулу и магию киносценария. Я приступил к написанию своего сценария к фильму под громким и амбициозным названием “Весь мир у наших ног”. Я вгрызался в этот гранит науки и постигал азы магии кино, упорно осваивал азбуку создания фильмов. Старался о себе громко не заявлять, так как особо похвастать было нечем. - Параллельно Вы начали искать финансы, насколько это было сложно? - Был такой случай. Однажды Калдыбай меня представил одному очень влиятельному бизнесмену, и я поведал ему о своем намерении снять фильм. Чтобы со мной поближе познакомиться, этот предприниматель пригласил меня на обед. По всей видимости, он хотел “прощупать” меня и получше узнать об уровне моих профессиональных навыков. Я принял приглашение, загрузил всю технику и камеру в автомобиль, сел за руль и поехал. Но на тот момент я слабо знал город, и мне потребовалось несколько часов, чтобы добраться до его дома! Я долго плутал по улицам, наконец-то нашел его дом, в общем, добрался с огромной задержкой. Мое опоздание, видимо, так разозлило и оскорбило этого влиятельного человека, что он в сердцах буркнул, что даже “премьер-министр не заставляет себя так долго ждать”. С тех пор этого господина я больше никогда не видел. Я понял, что тогда опоздал на свою жизнь. С тех пор я усвоил огромный урок - никогда не опаздывать! - Этот случай не вышиб Вас из седла? - В моей жизни было место и радостным событиям. Калдыбай меня познакомил с величайшим композитором Казахстана - Кайратом Джанибековым (Кайрузо). Поразительно, но с ним мы сразу нашли общий язык и стали хорошими друзьями. Вот бывает же так: встречаешь человека, и какие-то неуловимые и невидимые нити связывают тебя с ним, с первой же встречи ты чувствуешь, что вы одной крови и даже говорить много этому человеку нет надобности - он тебя понимает с первых же аккордов и слогов. Мы как бы с ним были на одной радиоволне, в одном диапазоне. Он и его компания настойчиво помогали мне снимать видеоклипы. Посредством языка видеоклипов я обучался и познавал волшебный и потрясающий мир киноискусства. Благодаря своим новым друзьям я познакомился почти со всеми выдающими людьми шоу-бизнеса, это были настоящие селебрити киноиндустрии. Одновременно я увлекался фотоискусством, снимал на фотоаппарат многих звезд, таких как Макпал Жунусова, Майра Ильясова, Лукпан, группа “Каспий” и так далее. Этот род деятельности позволял немного зарабатывать на жизнь, ведь мне нужны были средства, чтобы не умереть с голоду. После общения и сотрудничества с Макпал Жунусовой и Майрой Ильясовой я начал снимать музыкальные видеоклипы, и моя деятельность в качестве клипмейкера пошла в гору. Но при этом я ни на минуту не прекращал писать сценарий к фильму “Весь мир у наших ног”. Самое главное было то, что мне не приходило в голову снимать дешевые клипы. Мне всегда хотелось создавать масштабные ролики, и я, имея минимальный бюджет, вкладывал максимум усилий, не жалея ни сил, ни времени, ни энергии, подчас работая по ночам. Мне доставляло удовольствие самому заниматься монтажом, работой в 3DМах. Какое-то внутреннее чувство подсказывало мне, что если я увлекусь съемкой дешевых клипов, то никогда не найду достойных инвесторов для создания своего фильма. - И как Вы их все-таки нашли? - С тех пор много воды утекло, я пытался открывать разные двери, встречался с потенциальными инвесторами. Но долго ничего не получалось. Был момент и полного отчаяния. Я ездил в Астану на фестиваль Тимура Бекмамбетова, чтобы лично встретиться с ним. Караулил его в гостинице несколько дней. Знакомство состоялось, и оно, конечно, полезное, но тогда я так и не получил того, на что в глубине души рассчитывал. Зато после всех этих долгих мытарств случайно встретил человека, который впоследствии и изменил мою судьбу, сыграв решающую роль, - он поверил в меня и не только дал финансы, но стал моим полноценным партнером и многому научил меня в жизни. Этот человек - Даурен Муса. - Как складывались отношения в тандеме режиссер - продюсер? - С Дауреном мы нашли общий язык. Как я и сказал, он многому меня научил. Мы прошли большой путь. Ведь он не просто дал деньги, он вложил душу в этот фильм. Он сам стал его продюсером, и тут я увидел, насколько он в этом талантлив, как может всего добиваться. Он участвовал во всех процессах. В подборе актеров, например, и каких! В написании музыки, во всем. Мы с ним переделали сценарий, доработали и усилили его. Отдельно надо отметить роль моего друга актера Мурата Бисенбина. Он вместе со мной ходил на встречу к Даурену Муса и очень поддержал. Впоследствии он стал исполнительным продюсером, взяв на себя большую часть работы. Ведь исполнительный продюсер в кино решает все проблемы, всеми руководит. И мне с ним работалось очень комфортно. - А как все эти голливудские актеры попали к вам в кино? - О, это интересная история. Я сам не знаю всего. Это я тоже отношу к магии кино и божественному провидению. Когда я пришел к Даурену, у меня был казахстанский проект, в главной роли которого я видел своего любимого актера Геннадия Балаева. Такой хороший состав был: Токарев, Уфимцев... сильные актеры. И тут Даурен говорит мне: “Давай, у нас в главной роли снимется Арманд Ассанте?” - “Арманд Ассанте? Как это возможно?” - “А так. Я вчера с ним познакомился”. Представляете? Оказывается, после нашей встречи Даурен сидел в своем кабинете в гостинице Royal Tulip, а мимо проходил Арманд Ассанте, который как раз закончил съемки своего документального фильма в Казахстане. Даурен не растерялся и пригласил его, решив, что это знак! Показал Арманду сценарий, который Ассанте понравился, и тот согласился на главную роль! Вот такая удача. Но я не удивлен - с Дауреном я уже ничему не удивляюсь. |