|
Ольга Шишанова
Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге неоднократно становился героем художественных фильмов благодаря своим историческим интерьерам. О том, как за 28 дней в нем удалось снять нашумевший русско-французский фильм “Распутин”, о том, что кинематографические съемки - это процесс не только наслаждения своей работой, но и тяжелый труд, в эксклюзивном интервью для “НП” поделилась своими мыслями заведующая отделом учетно-хранительской работы Юсуповского дворца Валентина Набок
- Валентина Владленовна, дворец Юсупова - очень популярный кинематографический объект, в котором снималось очень много разных фильмов. Естественно, в исторических интерьерах... Что это за фильмы?
- Здесь снимали “Анну Каренину”, ту, которую поставил Сергей Соловьев. Этот фильм здесь снимался в дубле “Анна Каренина/Асса-2”. То есть это было такое переплетение разных сцен из одной и из другой тематики, и сам кинематографический процесс превратился в творческое зрелище. Так что исторические интерьеры чрезвычайно востребованы, это должны видеть сейчас те, кто смотрит этот фильм, видя белоколонный зал дворца, синюю спальню...
- Расскажите об этом подробнее...
- “Анна Каренина” - это был довольно большой, длинный эпизод в биографии Юсуповского дворца. Во-первых, 300 человек массовки. Июль, когда температура была выше +30 и днем, и ночью. Когда 30 человек в старинных платьях XIX века, в ходе съемочного процесса, который только со стороны кажется очень привлекательным, интересным и радостным, а на самом деле - безжалостная работа, которая выглядит как “дубль пятый, снова”, “дубль шестой”, - это было серьезное испытание для дворца. Потому что такое количество человек во дворце одномоментно ночью, не считая съемочной группы, не считая ведущих актеров - серьезная нагрузка. Все эти люди хотят есть, пить, отдохнуть и прочее - и для них надо все это как-то организовать, чтобы они не помяли свои кринолины, прически и т.д. С этой точки зрения была проделана чрезвычайно сложная работа.
- А технические моменты?
- Про них я вообще даже не говорю. Тот, кто видел этот фильм, наверняка, помнит такое ощущение полета, вальсирующих людей. Но, если посмотреть на все изнутри, то создастся смешное и странное ощущение - оператор с камерой на роликовых коньках, которого спереди тащат на канате, а сзади подталкивают два помощника, должен был, замерев в одной позе, не шевельнувшись, создать длинный рапид. И нам пришлось долго обсуждать применение роликовых коньков на паркетах XIX века во дворце, хотя потом пришли все-таки к выводу, что это более безопасно, чем шпильки.
- Как соблюдалась техника безопасности для предметов интерьера, насколько серьезным было воздействие технических средств кинематографии на них?
- Существуют строжайшие ограничения для такого рода вмешательства. Во-первых, почти все во время съемок используют белый, не “горячий” свет, во-вторых, когда необходим теплый свет, применяются специальные приемы. Когда снимали Анну Каренину, приходилось совмещать противоположности - ведь понятно, что в дневное время мы не можем дать возможность снимать, потому что не можем закрыть дворец днем, а съемочная группа не может возместить финансово дни, если бы дворец закрыть для съемок все же пришлось. Поэтому кинематографистам часто приходится снимать ночью, а на экране надо показать день. Тогда за окнами устанавливают лампы накаливания, и они светят, как положено днем, но из-за окон. Потом есть множество современных технических приспособлений, которые помогают создать тот или иной эффект. Есть, например, такой гелевый шар, который вместо штативов с обилием проводов наполняют светом, запускают под потолок, и он светится как большое облако дневного света.
Были и очень забавные варианты, когда часть съемок переходила во двор, и был апрель, а продолжали снимать зиму. Тогда в ближайшем пригороде нагребли самосвал снега, высыпали во двор, и снег лежал едва ли не до июля.
- Эти моменты были во время съемок французско-русского фильма “Распутин”...
- Да, но этот фильм не очень много имеет соприкосновения с правдой, с той версией, которую мы все знаем. Ясно, что европейский кинематограф заинтересован в привлечении к своеобразной “русской” темы, это такой взгляд французских мастеров на русскую историю и их представление о русском.
- Какие конкретно интерьеры Вы разрешали использовать им в качестве съемочной площадки?
- Мы разрешили снимать только там, где это безопасно, при всем уважении и заинтересованности в продвижении темы, исторической подоплеки, культурном взаимодействии Франции и России, несомненно, и в финансовой заинтересованности, ведь дворец не имеет государственного финансирования и существует исключительно за счет того, что сам заработал. Тем не менее, мы разрешили снимать только на парадной лестнице и в гобеленовой гостиной. Это были два интерьера, в которых по условиям съемок мы могли допустить и такое количество актеров, и такое количество массовки, и различной техники.
- Русский сериал “Распутин”, который начал сниматься практически сразу после русско-французского художественного фильма, во многом отличался по требованиям и расположению во время съемок?
- Со второй экранизацией, вторым сериалом было и того проще. Они практически все снимали, но вот только к радости или к разочарованию наших зрителей - не во дворце. Только часть фильма, связанная с театром, часть, связанная с выставочной галереей - вот из этого они использовали что-то для съемок здесь, во дворце. А что снова касается помещений, связанных с убийством Распутина, то они чрезвычайно хрупки, чтобы позволять там проводить съемки.
- А в отношении исторических костюмов - почему не был соблюден канон в русско-французском “Распутине”, тот же Феликс Юсупов, например, носил мундир, в то время как в фильме он - в штатском...
- Думаю, как я уже говорила, задача там была немного другая - это, в принципе, противоречит самой сути русской и дворянской жизни. Например, в том, чтобы мужик, каким был Распутин, был принят во дворце и на парадной лестнице, чтобы Распутин-Депардье вместе с Филиппом Янковским, который играет Феликса Юсупова, просто поднимались по лестнице - мужик и барин...
Для того, кто хоть немного знает русскую историю и традиции русского дома понятно, что этого в принципе, быть не могло. Поэтому что уж говорить о костюмах, и я как искусствовед свою задачу видела в том, чтобы помочь донести и показать эту самую атмосферу и фактическую историческую канву.
Санкт-Петербург - Астана |