|
Ольга Шишанова
Кто вы, Филипп Янковский?
В Выборге, что недалеко от Санкт-Петербурга, прошел XXII кинофестиваль “Окно в Европу”, на котором в рамках спецпоказа была представлена документальная картина “Янковский”, рассказывающая об актере Олеге Янковском - известном и любимом миллионами зрителей, из которых мало кто знает, что первые шаги в этом мире были им сделаны под синим небом Жезказгана. Идея создания киноленты принадлежит его сыну - Филиппу Янковскому
Фильм, как и следовало ожидать, оказался очень трогательным, кадры алмазными крупицами представляли неизвестные факты, фотографии и воспоминания из жизни Олега Янковского, хранившиеся до недавнего времени в его семье, а теперь оказавшиеся доступными армии почитателей этого актера благодаря его сыну - актеру и режиссеру Филиппу Янковскому.
|
Филипп Янковский в образе князя Феликса Юсупова |
Кстати, хотелось бы сразу уточнить - сын и отец Янковские, несмотря на до сих пор существующую незримую духовную связь, на временами неуловимо проскальзывающее мистическое внешнее сходство - разные, и Филипп, думаю, превосходит даже свой собственный талант, данный ему от рождения. Трепетная манера игры, абсолютное погружение во внутренний мир своего персонажа дают право уже сегодня с уверенностью заявить: Филипп, как актер - личность неординарная и уникальная. Ему замечательно удается умопомрачительное перевоплощение, казалось бы, одного и того же героя по множеству раз на протяжении всего спектакля, как это происходит в постановке МХТ имени Чехова “Карамазовы”, где он играет одну из самых неоднозначных ролей - Митеньки Карамазова, так и в художественных кинолентах, таких как “Гетеры майора Соколова”, “Распутин”, “Охотники за головами”. Кинокомпанией “Марс Медиа” нынешней осенью готовится еще одна премьера с его участием - восьмисерийный фильм “Чудотворец”, где Филипп играет главную роль.
Перефразируя известное выражение Станиславского, можно смело утверждать, что Константин Сергеевич, окажись он сегодня наяву учителем Филиппа, наверняка гордился бы таким учеником. Впрочем, сам Филипп и так утверждает, что полностью работает по его системе - через сознательную психотехнику артиста к подсознательному творчеству природы. А Клинт Иствуд, пожалуй, даже обзавидовался бы тому, с какой легкостью Филиппу Янковскому удается совмещать актерскую работу и режиссерское дарование, за которым, как и за всем другим в жизни этого нервного и трепетного актера и человека, скрывается неимоверно тяжелый труд погружения, перевоплощения и выдачи конечного результата на “ура”. Просто по той причине, что иное он не приемлет. Да и не получится у него по-другому. Слишком сильна внутренняя потребность к истинному воспроизведению происходящего, слишком сильно волшебное ощущение его нереальности. Особенно ярко и со вкусом это прорывается в исторических кинолентах и в фильмах о современниках, где по воле ли режиссера, по воле ли судьбы Филиппу приходится обнажать перед зрителем свою истинную сущность, и тогда сюжет смуты и лихолетья становится романтично красивым, оставаясь одновременно честным, уважая зрителя и не обманывая его. От фильма к фильму Филипп Янковский становится все роскошнее и выразительнее в своих героях, что неизменно проявляется в облике, пластике, словах и мимике его персонажей. Не касаясь его режиссерских работ, хотелось бы вкратце остановиться на нескольких фильмах, где Филипп в качестве актера блестяще сумел это выразить.
|
Кадр из фильма “Гетеры майора Соколова” Бахтияра Худойназарова |
В остросюжетной военной драме режиссера Бахтияра Худойназарова “Гетеры майора Соколова” Филипп Янковский играет штабс-капитана Семенова (псевдоним “Крест”) - авантюриста и предателя, хитрую лисицу, который с удовольствием играет в шпионские игры. И все вроде бы у него получается, и все-то у него схвачено, но в характере Креста есть один небольшой нюанс: как-то так незаметно от серии к серии складывается его самоуверенность, и это ему мешает. Он любит попсиховать, сыграть на публику - и это ему тоже мешает. Странно, но Крест - натура нервная и восприимчивая, будучи одновременно лисицей бешеной и жестокой, остается при этом стильным и интеллигентным. Но вот в работе с Соколовым, которого играет его антагонист по фильму Андрей Панин, его увидеть не удалось - то есть диалогов и страстно непримиримых взглядов зрителю явно недодали. К сожалению, Кресту-Янковскому не дали в фильме развернуться и как персонажу, да и с героем Панина он пересекается всего лишь раз - то ли из-за раннего ухода Андрея, то ли по сюжету так было задумано. Живи герой Филиппа сегодня - был бы каким-нибудь нервным олигархом, хотя в начале фильма и так идет текст о том, что родина у каждого своя.
Его следующий герой - князь Феликс Юсупов в русско-французском фильме “Распутин” - несмотря на противоречивость и как личности, так и исторического персонажа, пожалуй, будет поблагороднее. Эксцентричный, умный, не лишенный смелости, даже сильный, но из-за своей особенности ищущий того, кто сможет о нем позаботиться, и - не признающий этого открыто. Его личная жизнь полна тайн и противоречий. Однако Филиппу удается настолько тонко обыграть все нюансы, “аккуратненько” создав ненавязчивый дуэт с экранным героем его визави - великим князем Дмитрием в исполнении Данилы Козловского, что у зрителя даже в мыслях нет, что все могло быть иначе, а не так, как это разыгрывает дуэт Феликса и Дмитрия. Нервно и тонко показана Филиппом его игра с Жераром Депардье в образе Григория Распутина. Два противоположных чувства - боязнь и влечение Феликса Юсупова к этому человеку переданы Филиппом просто превосходно - Станиславский остался бы доволен им снова.
|
Кадр из многосерийного фильма
“Охотники за головами” Ивана Шурховецкого |
И, наконец, его третий персонаж - Тимур в экшн-сериале “Охотники за головами”, наверное, самый честный и одинокий из всей троицы Крест - Феликс - Тимур. Создается впечатление, что его представление о жизни явно сложилось от прочтения книги “Тимур и его команда”. Только здесь он выступает в роли волка-одиночки, которому с такими правильными принципами очень непросто живется в полностью коррумпированной среде, где он должен делать не то, на что рассчитывал, когда поступал в полицию, а то, что велит высшее руководство. Единственная болевая точка его героя - это ребенок, рядом с которым Тимур оживает, словно трескается лед, и он готов для сына на все. А еще Тимур из тех, на кого можно рассчитывать, кто не предаст и не сбежит. Тем не менее Янковский в роли полицейского, даже по его собственному признанию, это странно. И полицейский у него вышел со странностями - неприкаянный одиночка, хранящий беспокойство глубоко в себе, и не смеющий показывать миру эмоций больше, чем те, которые говорят о том, что он еще жив и дышит. У героя Филиппа получается мало текста, но много эмоций в молчании. И наблюдать за ним тут - одно удовольствие. Его Тимур здесь слишком пластичный и в то же время слишком резкий, слишком одинокий, слишком неловкий, слишком чувствующий... как и сам Янковский.
Санкт-Петербург - Астана |